Поступают сообщения о том, что в Узбекистане люди, которым положено пособие по временной нетрудоспособности из-за того, что они заболели коронавирусной инфекцией, не могут своевременно получить положенные им выплаты, а в некоторых регионах больные коронавирусом и вовсе не могут получить пособие.
Также стало известно, что некоторых больных коронавирусом в принудительном порядке заставляют взять отпуск за свой счет.
В некоторых предприятиях работников принуждают к вакцинации под угрозой увольнения.
Об этом сообщил один из работников Хорезмского областного предприятия газоснабжения «Худудгаз».
– В течение трех месяцев двое наших коллег заболели коронавирусом. Сейчас они находятся в отпуске без содержания. Без зарплаты, без денег. От них потребовали написать заявление о предоставлении отпуска за свой счет. Оказывается, если сотрудник выходит в отпуск по собственному желанию, то ему не выдают ни зарплату, ни больничные. Наше руководство заявляет, что мы обязаны вакцинироваться. Нам сказали, что в противном случае мы останемся без зарплаты и денег. Поэтому сейчас все работники нашего предприятия стараются быстрее сделать прививку любой вакциной, будь то китайская вакцина или «Спутник». Если мы останемся без работы, то лишимся даже этих 1,5 милллиона сумов (около 150 долларов), которые получаем в качестве зарплаты, – говорит собеседник.
Ранее работники других предприятий в Узбекистане также сообщали о том, что их принуждают к вакцинации от коронавируса.
Работник предприятия по испытанию нефтегазовых скважин в Касанском районе Кашкадарьинской области рассказал о том, как его заставили выйти в отпуск за свой счет после того, как он заболел коронавирусом.
– В нашем предприятии всех работников, заболевших ковидом, заставляют оформить отпуск без содержания. Разве человечно в нелегкое время отправлять людей в отпуск за свой счет?, – говорит собеседник, попросивший не разглашать его имени.
Согласно указу президента Узбекистана «О первоочередных мерах по смягчению негативного воздействия на отрасли экономики коронавирусной пандемии и глобальных кризисных явлений», который был принят в марте этого года, лица, помещенные в карантин в связи с заражением коронавирусной инфекцией или подозрением на заражение, а также лица, осуществляющие уход за ребенком в возрасте до 14 лет, должны получать пособие по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов от средней зарплаты.
Также в данном документе указано, что запрещается расторжение по инициативе работодателя трудового договора с работником, зараженным коронавирусной инфекцией.
Юрист Министерства занятости и трудовых отношений Узбекистана сказал, что в случаях нарушения трудовых прав граждане могут набрать короткий номер 1176 или обратиться по номеру действующего телефона доверия 71 200 06 00.
– Форс-мажорные обстоятельства, связанные с коронавирусом, происходят по всему миру. В трудной ситуации оказываются не только работники, но и работодатели. На вопрос о том, почему больные коронавирусом не получают или получают с опозданием пособие по временной нетрудоспособности, могут ответить только представители Министерства здравоохранения.
Работодатель может отправить сотрудника в отпуск за свой счет только по заявлению самого работника. Работодатель не имеет права принуждать к этому своего сотрудника. Если такие случаи действительно имеют место быть, то граждане могут обратиться в наше министерство, мы обязательно им ответим.
Что касается вакцинации на местах. Если работник отказывается от вакцинации, то работодатель имеет права не пускать его на территорию предприятия. Потому что, если один человек не получит прививку против коронавирусной инфекции и заболеет, то он может подвергнуть опасности десятерых. Работодатель вправе выдвигать жесткие требования, думая о безопасности своего предприятия и своих работников, – сказал юрист министерства.
Напомним, что 2 августа президент Узбекистана подписал закон об обязательной вакцинации сотрудников, который вступил в силу с 3 августа.
По данным Министерства здравоохранения Узбекистана, в настоящее время в больницах страны проходят лечение около 10 тысяч пациентов, еще 3 тысячи находятся на домашнем лечении. Состояние 2,4 тыс. человек оценивается как тяжелое, 890 – как крайне тяжелое.