Потерпевший крушение во время тушения лесного пожара в Иркутской области Ил-76 МЧС России мог удариться о склон во время вполне контролируемого полета. Об этом свидетельствуют первые данные расшифровки бортового самописца. Корреспондент ФАН связался с героем России, заслуженным летчиком-испытателем Рубеном Есаяном и выяснил, что могло стать причиной крушения транспортного самолета.
Сообщается, что авиационное происшествие, в котором погиб состоящий из 10 человек экипаж, произошло еще до подлета Ил-76 к месту тушения пожара. Воздушное судно воткнулось в сопку вместе с 42 тоннами воды, которые должны были быть сброшены на очаг возгорания.
«Пока идет расшифровка бортовых самописцев, но факт того, что самолет оказался на высоте ниже безопасной в условиях очень ограниченной видимости от задымления, говорит об одном — ошибка пилота. Это, скорее всего и привело к тому, что произошло столкновение», — отмечает Рубен Есаян.
Ранее сообщалось, что на борту транспортного самолета Ил-76 могла быть неисправность, которая и привела к роковым последствиям, однако записи параметрического самописца исключают такой исход. Эксперты МАК заявляют, что резкого повышения температуры двигателя и образования копоти на лопатках турбины во время полета зафиксировано не было, кроме того, самолет рассчитан на критические режимы полета.
«В свое время я проводил серьезные испытания самолета Ил-76 для пожарников. Могу ответственно сказать, что самолет отличный и готов к выполнению подобных задач. Мы сбрасывали бочки по 21 тонне каждая, мы бросали сразу из двух цистерн. Самолет очень управляемый, и в этом отношении не было никаких инцидентов и нареканий. Тем не менее он требует особого подхода и постоянных тренировок», — подчеркивает летчик-испытатель.
Отметим, чтобы сбросить воду на открытое пламя, летчики произвели снижение до минимальной высоты, которая должна была составлять 200 метров. Однако пожар бушевал в Качугском районе, где самая высокая точка холмистой местности располагается на высоте 1400 метров, а очаг возгорания находился на отметке 800. Экипажу пришлось снизиться и миновать возвышенности, которые в сильнейшем дыму были практически невидимыми.
При этом ориентирование производилось только по GPS, так как сильнейший дым не позволял пилотам увидеть всей картины происходящего на земле. Ил-76 использует в своей работе барометрический и радиовысотомер, которые позволяют экипажу узнать высоту самолета в реальном времени. Более того, на транспортнике установлена система раннего предупреждения о близости земли, однако все эти технические средства не помогли.
«На борту самолета должна быть и была — система раннего предупреждения о столкновении. Но так как спасатели учились гасить пожар в нормальных условиях, они тренировались сбрасывать бак с водой с высоты 100-200 метров при постоянной работе таких устройств. Это расслабляет, и ты привыкаешь к комфорту. Радиовысотомер же показывает расстояние до земли не в перспективе, а под самолетом, поэтому он помочь в этом случае не смог. Все происходящее в воздухе очень скоротечно, а пилоты оказались на высоте ниже безопасной в условиях ограниченной видимости, о чем тут можно говорить?» — заключает эксперт.
Ряд правил руководства летной эксплуатации для самолетов запрещают экипажам самолетов производить снижение ниже минимально допустимой высоты. Но для спасателей МЧС, которые работают в критических условиях, разработали специальные дополнения, позволяющие им отступать от прописанных норм. В настоящее время этот документ старательно изучают, а впоследствии планируется внести в него изменения.
Сергей Гагарин