ЗАЛОЖНИКИ И СПАСИТЕЛИ: СПЕЦОПЕРАЦИЯ «НАБАТ»

иллюстративное фото автобус

Гульбану Назаровой тогда было 19 лет. Она ехала в автобусе вместе с тётей. Место у окна. Номер 13. С тех пор женщина не любит это число. Поездка шла своим чередом. Как говорится, ничего не предвещало беды.

Гульбану Назарова:

«Ребёнок бегал по проходу, бабушка останавливала, просит рядом сидеть. А ребёнок маленький, он же в одном месте не сидит. И так получилось, что не доезжая до Шиели, к нам подсели, голосовали, как пассажиры».

Наша героиня говорит, что, наверное, в силу возраста новые попутчики не показались ей странными. Хотя автобус они остановили в безлюдном месте, да и одежда на них была не совсем повседневная. Во время стоянки для дозаправки и отдыха пассажиры стали выходить. Когда салон опустел наполовину, один из мужчин в робе преградил остальным путь. Люди стали недоумевать, возмущаться. И тут в руке агрессора возник пистолет. Автобус с заложниками захвачен.

Амангали Баталов – ВЕТЕРАН СЛУЖБЫ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ «АРЫСТАН» ОНБ РК:

«Там было три варианта. Это путём переговоров убедить преступников сдаться. Это первый вариант. Второй вариант. Согласиться с требованиями этих же террористов. И третий вариант – это силовой метод освобождения заложников».

До этого на территории Казахстана подобных происшествий не случалось, а тем более во времена независимости, которой на тот момент было лишь три месяца. До создания специального антитеррористического штаба группа милиционеров попыталась освободить заложников своими силами. В итоге одного из них убили, нескольких ранили. У преступников тоже были потери, их осталось двое. Но градус напряжения сильно вырос.

Гульбану Назарова:

«Их требования не сразу выполнялись. Вот на тот момент они зверели прям. И вот помню, пацана этого. Они за шиворот взяли и лобовое поднесли, и пистолетом».

Террористы требовали предоставить им самолёт. Причём грузовой, таких размеров, чтобы в него можно было заехать на автобусе. Наглядная угроза убить ребёнка делала вариант с добровольной сдачей всё менее вероятным. Тогдашнему руководителю управления КГБ по Кызылординской области Михаилу Дауенову удалось успокоить захватчиков, вернуть их к переговорам. Он тянул время, пока прорабатывали варианты действий. Проводить спецоперацию по освобождению на станции Шиели было невозможно. Слишком высок риск потерь среди заложников и силовиков. Пошли на хитрость, сказали преступникам, что в аэропортах ближайших городов большой грузовой самолёт не сможет приземлиться. Надо ехать в Шымкент. Проблема была в том, что водитель автобуса наотрез отказывался возвращаться назад. Тогда под видом шофёра отправили бойца подразделения «Альфа».

Амангали Баталов – ВЕТЕРАН СЛУЖБЫ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ «АРЫСТАН» ОНБ РК:

«Наш сотрудник пошёл, прямо зашёл, они его запустили. Он сел за руль, всё. Они приставили ему пистолет к голове. Начали его допытываться, ты мент? Туда-сюда. Давай признавайся, пару раз ударили его хорошенько. Он нет, я камазист, меня попросили. Они вроде бы успокоились, потом опять начали требовать. Вот, от него пахнет ментом».

Террористы снова стали нервничать, угрожать начать убивать по одному заложников. В это время всё тот же Михаил Дауенов сумел уговорить проезжавшего мимо дальнобойщика заменить водителя автобуса. Отважного мужчину звали Александр Чехонин.

Гульбану Назарова:

«Его первый вопрос – я не слышала, но – его первый вопрос, оказывается, был – женщины, дети есть? Когда ему сказали, да есть, он сразу же пошёл, сел за руль. Это же надо, взяться за такое. Он ехал по своим делам».

Ануарбек Наурузбаев – ВЕТЕРАН ОНБ РК:

«В нашу обязанность входило, чтобы никто не пострадал. Были освобождены все дороги от милиции, ну в то время так полиция называлась, чтобы не нервировать преступников. Везде находились наши службы, естественно, переодетые в гражданке, чтобы их успокоить».

Автобус отправился в путь. А для подразделения «Альфа», одним из руководителей которого тогда был Амангали Баталов, получается, был запущен обратный отсчёт. Бойцам спецназа для тренировки выделили такой же по комплектации автобус, как тот, что с заложниками ехал в Шымкент.

Амангали Баталов – ВЕТЕРАН СЛУЖБЫ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ «АРЫСТАН» ОНБ РК:      

«Мы где-то работали где-то часа два. Каждый знал, каждый штурмующий сотрудник знал свои действия. Но первое было для всех. Если ты зашёл и увидел ребёнка. то твоя задача всё – ребёнок. Ты его закрываешь своим телом. И никуда не дёргаешься. Всё. Вот твоя задача. Главное, чтобы не пострадал ребёнок»

За те несколько часов, которые автобус был в пути, внутри тоже могло случиться всякое. Никто из пассажиров не сумел бы оказать сопротивление вооружённым террористам, которым уже явно нечего было терять.

Гульбану Назарова:

«Я была 19-летняя девчонка, и ещё одна девчонка была. Им же всё равно было, они могли много чего вытворить. Один из них взял за руку и спрашивает меня, вот какого вы года, всё такое».

И в этот момент автобус резко остановился. Преступник пришёл в ярость, стал спрашивать водителя, почему остановился, а тот ответил, дескать, зверёк на дорогу выскочил, вот и пришлось нажать на тормоза. Это уже позже Гульбану поймёт, что Александр Чехонин, сидевший за рулём, специально разными способами отвлекал террористов, переключал их внимание на себя, чтобы те не навредили пассажирам. Когда автобус уже подъезжал, возникла коллизия. Подобное ЧП в стране случается впервые, протоколы принятия решений не отработаны. Слово взял тогдашний руководитель управления КГБ Шымкента.

Владимир Головин – ВЕТЕРАН ОНБ РК:

«И генерал Мустафетов произнёс тогда слова: я, как руководитель штаба, всю ответственность беру на себя. И поворачивается к руководителю «Альфы», спрашивает: вы готовы? Да, мы готовы. Тогда штурм».

Место проведения спецоперации несколько раз переносили. Ведь оно должно было быть идеальным по всем параметрам. В подготовку были вовлечены сотни специалистов разных служб.

Гарифулла Капаров – ВЕТЕРАН ОНБ РК:

«Террористы потребовали подготовить грузовой самолёт, куда в салон вошёл бы в автобус полностью, с пассажирами. Но такого самолёта у нас в аэропорту нет же, правильно. А террористы не дураки же, они знают, поэтому мы приняли решение не пускать их на территорию аэропорта».

Олег Журкевич – ШЕФ-РЕДАКТОР ПРОЕКТА «ГРАНИ»:

«В далёком 1992 году ничего подобного здесь, конечно, не было. Это строящееся здание нового терминала аэропорта города Шымкент. Забор, кстати, тоже поменялся. Но именно через этот проём заезжал тот самый автобус. До старта уникальной операции оставались считанные секунды. В этот момент там – на вершине диспетчерской – находился снайпер и телеоператор, благодаря которому, сохранились реальные штурма».

Помощь снайперов не потребовалась. Тем более, что все окна в автобусе были плотно закрытыми шторами. План по освобождению заложников спецоперации «Набат» сработал, как задумывали. На всё про всё ушли считанные секунды. Этот тот случай, когда рассказывать дольше, чем всё длилось в реальной жизни.

Амангали Баталов – ВЕТЕРАН СЛУЖБЫ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ «АРЫСТАН» ОНБ РК:

«В это время я бросаю гранату светозвуковую. Там не один такой туж. Туж-туж-туж-туж. Нам нужно было вот эти секунды выиграть у них. Для чего, чтобы он не мог вести прицельный огонь по штурмующим. Оно так и получилось. Выстрелы были, но они были в никуда».

Гульбану Назарова:

И через окно они летели прям. Я думаю, откуда они вообще появились. Слезоточивый газ. Дым был столбом и слёзы, и кашель у всех. Я после сама не поняла, как получилось. Короче, я в этот момент… Всем на пол, на пол, я только это слышала, и я так голову низко опустила и так слегла на пол. А после, меня вынимали когда, переднее сиденье вот это сломали, потом вытащили. А как я туда полезла, не знаю».

Бауыржан Тастанбеков – ВЕТЕРАН ОНБ РК:

«Наши «Альфа» кричал «Жатындар». В основном на казахском говорили, потому что в автобусе все были казахской национальности. Подготовка такая была, чтобы внутри эти двое рецидивистов не поняли. Можно было «ложиться всем», а тут сказали «жатындар».

Двух террористов, несмотря на то, что один окружил себя живым щитом, а второй стоял рядом с водителем, ликвидировали меткими выстрелами, без потерь среди заложников. Это уникальный случай не только в казахстанской, но и в мировой практике. Один из преступников скончался сразу в автобусе, второй вскоре на лётном поле. Спустя сутки после старта, 23 февраля спецоперация «Набат» успешно завершилась.

Амангали Баталов – ВЕТЕРАН СЛУЖБЫ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ «АРЫСТАН» ОНБ РК:

«Мы просто доказали, что у нас есть подразделение, которое может защитить своих граждан. Это же политическое значение. И мы гордимся этим. Этим можно гордиться».

Гульбану Назарова:

«Заплакала, в голос прям расплакалась на тот момент. Тётя ходит, плачет вовсю, что вот всё спаслись, и она меня обнимает, целует в лоб, в лоб целует, это было… это было нечто. Без слёз я не могу… Это было нечто… Ликвидировать, кого надо, спасти, кого надо, сколько людей… Я благодарна, конечно. В то время благодарность свою я не смогла, у меня только одна была цель – домой-домой-домой. А с того времени 30 лет прошло. Лучше поздно, наверное, чем никогда. Спасибо тому человеку, который спас нас, сел за руль. Его нет в живых, но всё таки. Спасибо всем ребятам, тем, кто участвовали в этом. Почему-то у меня была уверенность, что что-то готовится, у меня была уверенность, я, конечно, не была осведомлена, но всё равно какая-то уверенность, стержень у меня была что-то будет. Будет, но спасут».

Источник

Комментарий (0)
Добавить комментарий