Заведующая лабораторией региональной сейсмичности Института сейсмологии Алла Садыкова рассказала о сейсмической обстановке в южной столице, передает NUR.KZ.
Она напомнила, что в Алматы происходили сильные землетрясения, город дважды был разрушен до основания и исходя из этого нельзя забывать, что здесь землетрясения были, есть и будут.
«Каждый должен понимать и знать, что делать во время и после землетрясения. Вчера произошло землетрясение, которое алматинцы ощутили с интенсивностью 3−4 балла, оно произошло в районе Китая, сильное землетрясение, магнитудой 6, до Алматы оно дошло с затуханием. Пока сведений о нем нет, китайская сторона сведений не давала. Сегодня утром в районе Текели произошло землетрясение, оно довольно слабое. Мы относим землетрясения такого класса к ряду тех, что происходят ежегодно. Тоже интенсивность 3−4 балла, до Алматы не дошло. Но Текели находится в высоко сейсмичной зоне. Эта зона сейчас в активном состоянии, там сейсмическая деятельность имеет место. Эти землетрясения не должны вызывать паники», — сообщила Алла Садыкова.
Она отметила, что происходит сейсмический процесс и связывать прошедшие землетрясения с якобы возможным сильным — нельзя.
«Ежегодно экспедицией обрабатывается до 12 тысяч землетрясений разного уровня. Если показывать карту эпицентров, то будет видно, что она пестрит этими событиями. Постоянно здесь происходят сейсмические толчки — и слабые, и сильные. На нашей территории, в Казахстане, с начала года практически не было сильных землетрясений», — говорит Садыкова.
Экспедиция осуществляет наблюдение на юге и юго-востоке Казахстана, станций, присутствующих там, недостаточно, сообщила она.
«Изучая сейсморежим юго-востока Казахстана, сейсмологи пришли к выводу, что по закону повторяемости, если говорить о сильных землетрясениях, то такие землетрясения как верненское, то его повтор оценивается от 100 до 140 лет для территории северного Тянь-Шаня. Можно говорить, что здесь было затишье и может произойти землетрясение такого уровня», — сообщила Садыкова.
Возможно возникновение сильных событий, говорит она. Садыкова выразила надежду, что удастся по предвестникам увидеть его приближение. «Всех призываю, нужно находиться в состоянии ожидания сильного события как обычному жителю, так и госорганизациям», — призвала женщина.
У некоторых алматинцев появились вопросы, почему никто не смог спрогнозировать прошедшие недавно землетрясения.
«Прогнозировать землетрясение мы не можем, но мы можем оповестить об уже свершившемся событии. Нужно больше датчиков, нужно улучшить финансирование. В последние дни произошло два землетрясения, появились вопросы, почему наше приложение не оповестило. Мы установили, чтобы оповещение приходило, когда магнитуда выше 6. Сделано это, так как в противном случае ежечасно будет приходить уведомление», — рассказал Владимир Кучкин, представитель команды разработчиков мобильного приложения «Дармен».
Датчики срабатывают при появлении волны, чтобы отключить движение поездов, электричества и других коммунальных услуг, чтобы при разрушительной волне избежать вторичных последствий, объяснила Алла Садыкова.
«В Японии каждая квартира оснащена датчиками, которые срабатывают, и гражданин решает — спрятаться или выйти на улицу, пока не придет вторая волна. Подключать систему для каждого жителя нужно тогда, когда она будет отработана, иначе мы нанесем панику в городе, что принесет огромный вред. На сети нашей экспедиции выставляется вся информация через 5−7 минут», — сообщила Алла Садыкова.
Кучкин заявил, что вместо таких датчиков создано приложение «Дармен». Алла Садыкова поведала о том, как изучаются данные, которые могут сигнализировать о надвигающемся землетрясении.
«Наша система сейсмологических станций включает разные виды наблюдений. Информацию собирает экспедиция на станциях, производится первичная обработка, затем она подлежит анализу. Изучается электромагнитное поле, флюидный режим, уровень воды, химический состав, глубина и частота землетрясений», — рассказала Алла Садыкова.