Фаришта Хусейни (слева) и Савсан Азизи
«Я мечтала жить у себя дома и служить своей родине, но меня вынудили покинуть ее», говорит Фаришта Хусейни, известная афганская спортсменка и активистка гражданского общества. Незадолго до того, как боевики движения «Талибан» (запрещено в ряде стран) вошли в Кабул, Фаришта бежала в Таджикистан.
Тысячи граждан Афганистана из-за страха талибов спасаются бегством и используют любые пути и возможности, чтобы покинуть страну. Так многие из них оказались в соседнем Таджикистане.
Официальной информации об афганских беженцах в Таджикистане пока нет. Власти Горно-Бадахшанской автономной области 7 июля сообщили о том, что в регион прибыли более тысячи граждан соседнего государства. Около 1,5 тыс. афганских солдат также из страха за свою жизнь бежали в Таджикистан от боевиков «Талибана». Власти Таджикистане позже сообщили, что все афганские военные были возвращены на родину.
Какое количество граждан Афганистана нашли убежище на таджикской территории после захвата страны талибами – неизвестно. Ранее источники Радио Озоди сообщили, что 143 военнослужащих афганской армии в ночь на 16 августа прилетели в город Бохтар, административный центр Хатлонской области.
Фариште Хусейни – 27 лет, она чемпион Афганистана по тхэквондо. В Душанбе она прибыла вместе с мамой.“Мой отец был убит во времена правления «Талибан». Талибы убили и моего брата. Я часто звоню друзьям в Кабул, они говорят, что ситуация остается сложной и тревожной. Люди помнят, какими жестокими варварами были талибы во времена своего прошлого правления страной двадцать лет тому назад», сказала Фаришта Хусейни в беседе с Радио Озоди 24 августа.
Известная спортсменка покинула Кабул в то время, когда боеивики «Талибан» захватили почти все провинции и приближались к столице.
Другая беженка из Афганистана — Савсан Азизи, выпускница юридического факультета Кабульского университета, находится в Таджикистане уже полтора месяца. Она покинула страну из-за того, что родственники хотели насильно выдать ее замуж за незнакомца. «Мне начали поступать угрозы, я вынуждена была вместе со всеми членами семьи покинуть Афганистан», рассказывает молодая женщина.
Савсан Азизи – 30 лет, она не замужем. «Я сожалею, что не смогу использовать приобретенные знания, в том числе, для защиты прав женщин у себя на родину», говорит она.
Что ждет Фаришту и Савсан в будущем – неизвестно. Остаться жить в Таджикистане у них нет никаких условий, перебраться в третью страну — не так легко, вернуться на родину – невозможно.
Движение «Талибан» после захвата Кабула заверило, что не будет лишать женскую часть населения возможности учиться и работать. Только ходить нужно будет обязательно в хиджабе. Из дома женщины смогут выходить без сопровождения мужчин. К тому же что женщины смогут войти в будущее правительство Афганистана, сообщила афганская служба Радио Озоди о ссылкой на Инъомулла Самангани, члена комиссии по культуре движения «Талибан». В интервью государственному телевидению Афганистана, чиновник заявил, что женщин не планируют делать жертвами нового режима.
Фаришта и Савсан не верят обещаниям талибов. «Последние двадцать лет талибы занимались насилием и убийством мирных граждан, как нам поверить, что они изменились? Сейчас они утверждают, что простые граждане могут жить спокойно, не опасаясь на свою жизнь, а на самом деле в ряде регионов они начали насилие в отношении простых людей, прежде всего женщин», говорит Савсан Азизи.
Во времена прошлого правления талибы запрещали женщинам использовать макияж и показывать лицо в общественных местах. Им запрещалось присутствовать на радио, телевидении, а также перемещаться без родственников-мужчин. Кроме того, под запретом были музыка, телевидение и кино. Нарушители подвергались телесным наказаниям.
В Таджикистане, по данным организации «Маджмааи Ориёно», проживают примерно 6 тыс. афганцев, в том числе со статусом беженца и просящие убежища.