Тысячи казахстанских детей в опасности. Мальчишки и девчонки не защищены от нападения насильников и маньяков в школах. От статуса жертвы преступления их спасает только собственное везение, но это весьма хрупкая грань. О методах борьбы с педофилами и мерах безопасности в материале моего коллеги Даурена Хаиргельдина.
Ужесточение наказания для педофилов – мера, о которой в Казахстане говорят уже давно. После трагического случая в таразской школе, где была изнасилована 12-летняя школьница, о ней напомнили вновь. Отныне преступления сексуального характера предлагают расценивать как тяжкие. И в этом случае примирения сторон не будет. А надругавшимся над несовершеннолетними гарантирован тюремный срок.
МАРАТ АХМЕТЖАНОВ — ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН: «По изнасилованию малолетней при отягчающих обстоятельствах, сегодня нет такой градации – 20 лет и пожизненное.»
Страдания школьницы, жизнь которой кардинально изменилась в один миг, продолжают, пусть уже и косвенно, влиять на жизнь других. Сразу после трагедии своих должностей лишились директор школы, завуч и 2 педагога. Волны увольнений докатились и до областного Управления образования.
СУЛУШАШ КУРМАНБЕКОВА — ЗАМЕСТИТЕЛЬ АКИМА ОБЛАСТИ: «После инцидента, вызвавшего широкий общественный резонанс, руководитель областного Управления образования Рахия Турмаханбетова освобождена от должности по собственному желанию.»
ИРИНА УНЖАКОВА — ДЕПУТАТ МАЖИЛИСА ПАРЛАМЕНТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН: «Наказать каких-то единичных людей – это, конечно, не решение проблемы. На мой взгляд, это дурная практика, потому что она снимает ответственность с того, что у нас не решаются на системном уровне проблемы.»
Объявленная несколько лет назад в стране «туалетная революция» потерпела крах. Зачатки ее благополучно спустили в те же унитазы, а новых «толчков» к действию больше не было. Директор одной из столичных школ, которую раскритиковали за уборную без перегородок, тогда же и призналась, что модернизация туалетного пространства не решает общей проблемы. На 2 тысячи 700 учащихся приходится всего 40 унитазов. Мальчишки и девчонки встают перед выбором – потратить время перемены на простаивание в очереди, или терпеть до последнего. По одной из версий, изнасилованная в Таразе 7-классница отправилась в уличный туалет как раз потому, что все школьные кабинки были заняты. По другой версии, уборные закрывали педагоги, запрещая детям пользоваться ими.
ИРИНА УНЖАКОВА — ДЕПУТАТ МАЖИЛИСА ПАРЛАМЕНТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН: «Первый пункт того, что мы просим сделать Правительство — обеспечить туалетами внутри зданий в 2 тысячах 300 школах казахстанских. Вдумайтесь в цифру, сколько у нас учеников на сегодняшний день в принципе находятся в такой рискованной ситуации».
Безопасность — вообще эфемерная категория, которая зачастую бывает субъективна. Мы решили проверить, насколько защищены дети обычной павлодарской школы от контакта с потенциальным преступником. Время завершения занятий 2-й смены, родители ожидают своих чад в холле учебного заведения. Мы же попробуем пройти вглубь школы, оценив реакцию педагогов и вахтера.
«Я иду по коридору. Никто меня не останавливает. Видимо, полагают, что я один из родителей детей. А камер в этом коридоре, судя по всему, нет.»
На постороннего человека, которого многие здесь увидели впервые, внимания никто не обратил. Именно беспечность преподавателей и охраны позволила 38-летнему жителю Тараза совершить задуманное, покалечив жизнь 12-летнего подростка. Этим же детям повезло, что на месте потенциального насильника оказался я, не преследовавший злого умысла.