Депутаты Мажилиса жёстко раскритиковали поправки в Закон «О защите прав потребителей»
Двойка для разработчика
Депутаты Мажилиса жёстко раскритиковали поправки в Закон «О защите прав потребителей», предложенные Министерством нацэкономики, куда входит Комитет по ЗПП. Версия закона в результате 43 поправок получилась такая, что в свою очередь уже депутаты внесли 123 предложения.
Корреспондент «КН» задала несколько вопросов Светлане РОМАНОВСКОЙ (на снимке), депутату Мажилиса Парламента, председателю правления Национальной лиги потребителей Казахстана.
– Светлана Юрьевна, выходит, разработчикам можно ставить «двойку»?
– Но это еще ничего. Бывают случаи и хуже. Например, Закон «О дорожном движении». Там количество поправок доходило до тысячи.
– Насколько серьезны ваши замечания, касающиеся Закона «О защите прав потребителей»?
– К сожалению, это не тот случай, когда можно использовать глагол «откорректировать». Очень много принципиальных поправок: и в части юридической техники, и уточнения, и улучшения редакции закона. Я считаю, что закон снова получился сырой. С порой ненужными и даже нелепыми поправками. Комитет существенно расширил свои функции, но потребитель от этого вряд ли много получит.
– И каких функций хочет Комитет по ЗПП?
– В частности, проводить исследования рынка, возможность представлять интересы потребителей в суде.
– А разве это не большой плюс для потребителя? К тому же и государству будет полезно увидеть, к чему приводят послабления: проверки бизнеса сегодня сведены почти на нет.
– Для качественной защиты в судах и для осуществления Комитетом других предложенных себе функций, знаете, насколько ему понадобится расширить штат? А этого не будет. Потому что начиная со штата правительства Президент поставил во главу угла компактность. В итоге функции Комитета по ЗПП так и останутся на бумаге. Если думаете, что только государство при применении тотального контроля способно навести порядок, то ошибаетесь.
– Альтернатива?
– Вносить поправки, которые позволят подняться общественным организациям в сфере ЗПП. Почему они сегодня такие слабые? Потому что у них нет средств развиваться. Вознаграждение, на которое они могут рассчитывать, это 10 процентов от суммы иска. То есть нужно идти в суд, а упрощенный порядок – медиация – не в счет. Верховный суд так и не дает на это добро. Ничего нового в закон не внесли и в части потребительского образования. Сильные общественные организации, хотя бы элементарная потребительская грамотность – и ситуация, поверьте, изменится.
– Казахстан в перспективе должен гармонизировать свое законодательство в части ЗПП с другими странами-членами ЕАЭС. Этот момент учитывался при внесении поправок?
– Нет. Но если взять, например, российский закон, то там есть нормы, которые не стоит принимать. Например, понятие «незначительная поломка». Это значит, что в этом случае потребителю светит не замена, возврат товара, а только ремонт. Но зато в РФ есть потребительское образование в школах, крепче стоят на ногах общественные объединения, которые в том числе выполняют государственный заказ. Сегодня граждан просят активно покупать отечественные товары. Но одного призыва мало. Отличную работу могут сослужить потребительские передачи, в которых, как видим по опыту России, задействованы и общественные объединения. Действовать нужно быстрее. Потому что уже через месяц РК станет полноправным членом ВТО. Поток импорта увеличится, да еще как!
– Когда ждать поправленный в очередной раз закон?
– Не могу сказать. Слышала, что вот-вот. Но не представляю, как можно управиться в такой срок. Закон не в числе срочных. Поэтому ведем разговор о том, что не стоит так торопиться. Слишком велика вероятность, что пострадает качество.