За текущий год бензин подорожал почти на 12%! Эксперты считают, что это повышение — не последнее. Наш экономический обозреватель — о том, сколько может стоить топливо в Казахстане! Встречайте Дениса Кривошеева в авторской колонке «Свой курс»!
Мы снова возвращаемся к теме стоимости топлива, и не случайно. Цена на бензин для большинства казахстанцев, даже если у них нет авто, принципиальна и символична. Казахстан — страна, добывающая нефть, и сложилось ложное представление, что цена на конечный продукт определяется биржевой стоимостью углеводородов. Государство уже давно принуждает добывающие компании продавать нефть на внутренний рынок по существенно низким ценам. Примерная цена — 17 долларов за баррель. В стоимости конечного продукта сырьё — лишь пятая часть. Остальное — это переработка, транспорт и налоги. Место не остаётся даже для доходов участника рынка. Текущее повышение цен чуть более чем на 11%, было ожидаемым, и не случилось в 2020 году лишь по факту коронакризиса, и связано с повышением акциза ещё в 2019 году.
Даже сейчас при цене в 42 американских цента дешевле, чем в Казахстане, он только в пяти странах. В Венесуэле он стоит 2 цента, Анголе — 24, в Алжире — 34, Кувейте — 35. В Кыргызстане он 60, в России — 66, Узбекистане — 70, а в Беларуси – 76 центов. Дороже всего топливо в Норвегии, Нидерландах и Гонконге, выше двух долларов.
Думаю, что в прогнозируемом будущем он будет стоить немного дороже, около 180 тенге, а вот к 2025 году — не сильно дешевле, чем в соседнем Кыргызстане, 55 центов за литр – это 235 тенге за литр по текущему курсу. И для этого есть несколько причин. Сначала о ближайшем будущем. В текущей цене не отражается ни инфляция, ни девальвация, ни плановые инвестиции, которые необходимы отрасли, плюс существенно занижена цена на сырье, которая убивает целую отрасль. В будущем Казахстан ждёт унификация цены в рамках ЕАЭС. К 2025 году в Казахстане будет создан Единый энергетический рынок, и цены на бензин у всех членов Союза будут примерно одинаковыми. Казахстану предстоит разработать механизмы ценообразования таким образом, чтобы учитывать интересы всех игроков с одной стороны, с другой — максимизировать поступления в бюджет, минимизировав риски от внешних факторов. Например, от колебаний цен на нефть на мировых рынках. Здесь, возможно, придётся заимствовать российский опыт подвижного налогообразования. Предстоит также развенчать миф о влиянии цен на бензин и инфляцию, и в конечном итоге деполитизировать саму цену на топливо. ГСМ — точно такой же товар, как и любой другой, и если в стране инфляция, то не может пять лет подряд дорожать всё, кроме бензина. Можно просто потерять важнейшую отрасль и уже не иметь возможности её восстановить. Этот аттракцион невиданной щедрости отбирает у государства реальные деньги, которые можно потратить, в том числе, и на социальные нужды.
newstaraz.kz