Новости на Newstaraz.

ГОРЮЧИЙ ВОПРОС

newstaraz.kz

За текущий год бензин подорожал почти на 12%! Эксперты считают, что это повышение — не последнее. Наш экономический обозреватель — о том, сколько может стоить топливо в Казахстане! Встречайте Дениса Кривошеева в авторской колонке «Свой курс»!

Мы снова возвращаемся к теме стоимости топлива, и не случайно. Цена на бензин для большинства казахстанцев, даже если у них нет авто, принципиальна и символична. Казахстан — страна, добывающая нефть, и сложилось ложное представление, что цена на конечный продукт определяется биржевой стоимостью углеводородов. Государство уже давно принуждает добывающие компании продавать нефть на внутренний рынок по существенно низким ценам. Примерная цена — 17 долларов за баррель. В стоимости конечного продукта сырьё — лишь пятая часть. Остальное — это переработка, транспорт и налоги. Место не остаётся даже для доходов участника рынка. Текущее повышение цен чуть более чем на 11%, было ожидаемым, и не случилось в 2020 году лишь по факту коронакризиса, и связано с повышением акциза ещё в 2019 году.

Даже сейчас при цене в 42 американских цента дешевле, чем в Казахстане, он только в пяти странах. В Венесуэле он стоит 2 цента, Анголе — 24, в Алжире — 34, Кувейте — 35. В Кыргызстане он 60, в России — 66, Узбекистане — 70, а в Беларуси – 76 центов. Дороже всего топливо в Норвегии, Нидерландах и Гонконге, выше двух долларов.

Думаю, что в прогнозируемом будущем он будет стоить немного дороже, около 180 тенге, а вот к 2025 году — не сильно дешевле, чем в соседнем Кыргызстане, 55 центов за литр – это 235 тенге за литр по текущему курсу. И для этого есть несколько причин. Сначала о ближайшем будущем. В текущей цене не отражается ни инфляция, ни девальвация, ни плановые инвестиции, которые необходимы отрасли, плюс существенно занижена цена на сырье, которая убивает целую отрасль. В будущем Казахстан ждёт унификация цены в рамках ЕАЭС. К 2025 году в Казахстане будет создан Единый энергетический рынок, и цены на бензин у всех членов Союза будут примерно одинаковыми. Казахстану предстоит разработать механизмы ценообразования таким образом, чтобы учитывать интересы всех игроков с одной стороны, с другой — максимизировать поступления в бюджет, минимизировав риски от внешних факторов. Например, от колебаний цен на нефть на мировых рынках. Здесь, возможно, придётся заимствовать российский опыт подвижного налогообразования. Предстоит также развенчать миф о влиянии цен на бензин и инфляцию, и в конечном итоге деполитизировать саму цену на топливо. ГСМ — точно такой же товар, как и любой другой, и если в стране инфляция, то не может пять лет подряд дорожать всё, кроме бензина. Можно просто потерять важнейшую отрасль и уже не иметь возможности её восстановить. Этот аттракцион невиданной щедрости отбирает у государства реальные деньги, которые можно потратить, в том числе, и на социальные нужды.

Источник

newstaraz.kz
Вам также могут понравиться

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

newstaraz.kz

where to buy viagra buy generic 100mg viagra online
buy amoxicillin online can you buy amoxicillin over the counter
buy ivermectin online buy ivermectin for humans
viagra before and after photos how long does viagra last
buy viagra online where can i buy viagra
Translate »