В Казахстане 2015 год выдался богатым на события, касающиеся автовладельцев и их железных коней. Не успели привыкнуть к одним изменениям, как ту же появлялись новые. Zakon.kz собрал подборку наиболее значимых изменений и новшеств, произошедших за этот год.
Что изменилось в ПДД
Так, с 7 января вступили в силу новые Правила дорожного движения, и казахстанцам пришлось многое поменять в своих привычках. Например, передвигаться на авто исключительно с включенными фарами ближнего света.
Также пришлось переучиваться общению с инспекторами дорожной полиции. В старых ПДД было указано, что инспектор, остановивший транспортное средство, обязан незамедлительно подойти к водителю и назвать причину остановки. По новым правилам инспектор разъясняет причины остановки транспортного средства и предъявляет по требованию водителя, для ознакомления и установления фамилии и должности, служебное удостоверение без его передачи водителю. При этом водителю и пассажирам запрещено покидать транспортное средство во время его остановки сотрудником органов внутренних дел без его разрешения. Данная норма направлена на предотвращение нападений на инспекторов.
Был введен запрет употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после ДТП, к которому причастен водитель, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника органов внутренних дел, до проведения освидетельствования в целях установления состояния опьянения.
Огромный ажиотаж в обществе вызвала поправка о запрете перевозить детей до 12 лет без специального детского кресла или других средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности. Битва с этим нововведением закончилась компромиссом. В итоге пришли к тому, что наличие детского кресла не обязательно. Главное, чтобы ребенок был безопасно пристегнут.
Значительно облегчила автовладельцам жизнь норма закона о дорожном движении, предусматривающая право передать другому водителю управление автомобилем в простой письменной форме без заверения ее у нотариуса.
Новые ПДД также запретили эксплуатацию автомобилей с аэрографическим трехмерным рисунком. Эта норма затронула не такое уж большое количество автолюбителей, однако стоит заметить, что авто с аэрографическим рисунком иногда все же встречаются на дорогах до сих пор.
В июне Постановлением правительства в Правила дорожного движения были внесены новые изменения.
В частности, были отменены парковки на дорогах и улицах, кроме специально отведенных мест, обозначенных соответствующими дорожными знаками и указателями. Была исключена норма, обязывающую иметь при себе доверенность, а также утвердили правило, позволяющее автомобилям до 7 лет не проходить техосмотр.
У штрафа глаза велики
С начала года согласно новому Кодексу РК об административных правонарушениях были существенно увеличены штрафы за нарушение правил дорожного движения.
К примеру, выросли штрафные санкции по таким составам, как «пользование при управлении транспортным средством телефоном либо радиостанцией», «превышение водителями транспортных средств установленной скорости движения», «нарушение правил проезда перекрестков или пересечение проезжей части дороги», «нарушение правил маневрирования», «нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона», «нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств» и по другим правонарушениям.
Один из самых дорогих и вызвавших резонанс в обществе, — штраф на парковке, предназначенной для инвалидов. К примеру, в Алматы в одночасье таких парковок стало не счесть, они стоят пустыми по всему городу, нарушителям же грозит штраф почти в 100 тысяч тенге (!), а за повторное нарушение — в 150 тысяч. Правозащитники изначально назвали эту норму коррупционной.
Кроме того, была усилена ответственность за вождение автотранспортом в состоянии опьянения. Законом увеличены сроки лишения права управления за данный вид правонарушения в первый раз — на 3 года, во второй раз — на 6 лет и административный арест на 15 суток, в третий раз — на 10 лет и административный арест на срок до 90 суток.
Вместе с тем КоАП предусматривает снижение суммы штрафа на 50% в случае его оплаты в течение 7 дней.
Везти авто или нет
В 2015 году также изменились требования к ввозимым из-за рубежа автомобилям. Согласно технического регламента Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств» в странах ЕАЭС, ввозимые авто теперь должны быть как минимум 2007 года выпуска. При этом у автомобилей должны быть и находиться в работоспособном состоянии системы нейтрализации отработавших газов и бортовой диагностики (в отношении экологических показателей).
Кроме того, автомобиль должен быть укомплектован как минимум одной фронтальной подушкой безопасности, ABS (антиблокировочной тормозной системой), системой крепления для детских сидений Isofix, дневными ходовыми огнями и иммобилайзером.
Транспортные средства более ранних годов выпуска, согласно регламенту, будут считаться соответствующими требованиям и экологическому классу 4 (Евро-4) при наличии сообщения об официальном утверждении типа или сертификата соответствия.
До вступления нового техрегламента в Казахстане допуском на постановку на учёт также являлся экостандарт Евро-4. Однако соответствует ему автомобиль или нет, определялось посредством не совсем логичной таблицы соответствия, разработанной Министерством транспорта и коммуникаций РК, где ключевыми значениями являлись год выпуска и страна-изготовитель: производства стран ЕС — с 2005 г. выпуска, США — с 2006 г. в., Японии — с 2010 г. в. и т. д. Во множестве случаев данное мерило было неверным и вызывало разногласия.
Между тем казахстанские производители заявили о том, что с этого года начнут выпускать автомобили стандарта Евро-5 и электромобили на костанайской площадке.
Одновременно было заявлено о том, что правительство прорабатывает вопрос об утилизации автомобилей, так как 2 млн автомобилей из имеющихся 3,5 млн автомобилей в нашей стране приближается к 20-летнему периоду.
По словам вице-министра по инвестициям и развитию РК Альберта Рау, в рамках расширения ответственности производителей автоконцерны обяжут утилизировать старые автомобили. Таким образом, производители авто будут не только продавать, но и утилизировать старый автотранспорт. Правда, пока ни у правительства, ни у бизнеса нет четкого механизма, каким образом будут уничтожать отжившие свой век автомашины.
Кроме того, было заявлено, что регистрационный сбор автомобилей старше трех лет, ввозимых в Казахстан, будет составлять 500 месячных расчетных показателей.
«На сегодня сбор за первичную регистрацию автомобиля в Казахстане составляет 0,25 расчетного показателя, это примерно 500 тенге, когда будет введена новая мера, сбор за регистрацию нового автомобиля останется тем же. Если завозится автомобиль в возрасте от года до трех, тогда разовый сбор будет составлять 50 расчетных показателей, если завозится автомобиль старше трех лет, то сбор будет составлять 500 расчетных показателей», — пояснил А. Рау.
По его словам, сбор на автобусы и грузовые машины будет еще выше.
В конце октября Парламент РК одобрил соответствующие изменения в законодательстве. Таким образом, ставка за регистрацию ввозимых авто с нового года вырастет практически в 2000 раз.
На начало ноября в Казахстане было зарегистрировано порядка 4 млн автомобилей. Средний возраст машин сейчас составляет 19–20 лет. По прогнозам вице-министра, через пять лет авто в возрасте более 20 лет в стране будет уже более 70 процентов.
Как известно, резко девальвироваший российский рубль даль возможность казахстанцам закупить в соседней стране тысячи автомобилей по более дешевым ценам.
По официальным данным, только за ноябрь-декабрь 2014 в РК из РФ было завезено более 22 тыс. автомобилей. Это привело к тому, что казахстанские производители и автосалоны сильно просели и ушли в минус. Так, в январе 2015 года продажи новых авто упали почти на 40,5% по сравнению с декабрем 2014.
В результате правительство было вынуждено защитить отечественный бизнес и производителей и ввело ограничения на ввоз авто из стран ЕАЭС.
Согласно приказу Министра и инвестициям и развитию РК от 8 июля, теперь ввозить автобусы, легковые и грузовые автомобили из стран ЕАЭС могут только официальные представители завода-изготовителя, официальные дилеры или дистрибьюторы. По-прежнему ввести авто для личного пользования могут только физлица для собственных нужд.
Как пояснили в министерстве, эта мера была продиктована «необходимостью упорядочивания импорта автомобильной техники, усиления ответственности импортеров и продавцов за продажу ввезенных ими автотранспортных средств». По мнению специалистов министерства, сейчас в Казахстане плохо развиты сервисные сети по продаже автомобилей, недостаточно привлекаются инвестиции в организацию автоцентров.
Очевидно, что приказ министра по инвестициям и развитию – одна из мер по поддержке отечественных автопроизводителей. Заказывая машины в России, казахстанцы зачастую пользовались услугами посредников, которые теперь без лицензии оказались вне закона.
Кстати, в мае 2015 приказом МИР был запрещен ввоз российских и японских автомобилей старше 5 лет, американских и европейских – старше 8 лет и китайских – старше 3 лет.
Алматы – площадка для экспериментов
Более местечковым, но не менее от этого значимым событием стало введение полосы для общественного транспорта по улице Абая в самом крупном мегаполисе страны – Алматы.
Нововведение на «ура» приняли пассажиры автобусов и троллейбусов, однако автовладельцы от него не восторге, так как сужение полотна дороги привело к еще большим заторам на дорогах. Однако городские власти не намерены останавливаться на достигнутом, и планируют ввести такие полосы еще на восьми улицах города. Как пояснили в Управлении пассажирского транспорта Алматы, на первом этапе планируется введение дополнительных обособленных полос по пр.Райымбека, ул.Мустафина, ул.Сулейменова, ул.Жандосова, ул.Тимирязева, ул.Желтоксан, ул.Толе би и ВОАД.
«В результате изучения опыта других стран акиматом Алматы рассматривается вопрос о предоставлении права пользования обособленными полосами общественного транспорта для такси. Данная норма будет введена в действие после внесения изменений в действующее законодательство», — сказали в управлении, заметив, что предполагаемый срок внесения изменений — вторая половина 2016 года — начало 2017 года.
Как неоднократно заявлял аким Алматы Бауыржан Байбек , город будет развиваться с учетом интересов всех горожан, а не только автовладельцев и порекомендовал им постепенно пересаживаться на общественный транспорт. Он пообещал, что акимат сделает все необходимое для того, чтобы усложнить жизнь автомобилистам, и чтобы им было невыгодно пользоваться собственным автотранспортом. По крайней мере, отказаться от него в центре мегаполиса.
Но это планы на будущее, а в настоящем — аким города все же распорядился убрать с улиц Алматы платных парковщиков, которые давно уже стали для автомобилистов еще одним институтом собирания дани.
Официально запрет на взимание платы на всех автопарковках вдоль дорог и улиц ввели с 1 ноября.
Правда он не коснулся парковок, находящихся на территории торговых комплексов, развлекательных учреждений, аэропорта, вокзалов и других земельных участках, находящихся в частной собственности.
При этом в акимате пояснили, что бесплатные парковки будут действовать до введения Единой системы платных автопарковок города Алматы в мае 2016 года.
От чего ушли – к тому и пришли
Меж тем депутаты мажилиса парламента Казахстана в конце года приняли еще один ряд поправок в закон «О дорожном движении». В частности, было решено отменить норму, запрещающую пассажирам выходить из автомобиля без разрешения сотрудников полиции.
Также депутаты предложили исключить особенно критикуемую юристами и автовладельцами норму о том, что водителям запрещается стоянка на дорогах и улицах населенных пунктах, кроме специально отведенных для этого мест, обозначенных соответствующими дорожными знаками и указателями.
В общем, от чего ушли, к тому и пришли. Это лишний раз говорит о том, что не всегда законы принимаются у нас с учетом здравого смысла и ситуации в стране.
Кроме того, данный законопроект предусматривает увеличение размера государственной пошлины за выдачу «красивых» госномеров с определенным сочетанием цифр и букв. Как известно, в настоящее время их стоимость варьируется от 253 тыс. до 422 тыс. 256 тенге.
Также внесены поправки касающиеся определения сроков оформления, давности исполнения, добровольного исполнения предписания о необходимости уплаты штрафа, оформляемого, если административное правонарушение зафиксировано сертифицированными специальными контрольно-измерительными техническими средствами и приборами, работающими в автоматическом режиме.
Штрафы снизят?
Громом среди ясного неба стало предложение Генеральной прокуратуры снизить в стране штрафы за нарушения ПДД, прозвучавшее также в конце этого года.
Как отметил выступавший на коллегии ведомства начальник департамента Генпрокуратуры Асет Чиндалиев, по статистике увеличение штрафов не привело к снижению правонарушений на дорогах. В качестве доказательств того, что штрафы в РК нужно снизить, прокурор привел сразу 3 фактора.
В первую очередь это снижение доходов населения из-за непростой экономической ситуации. Кроме того, по данным прокуроров, за последние 15 лет размеры некоторых штрафов увеличились в 25 раз, в то время, как доходы населения – лишь в 7 раз.
«Мы изучили опыт других стран и выяснили, что в Западных странах, и в России при более высоком доходе штрафы в разы меньше. Минимальный штраф за превышение скорости в Люксембурге при средней зарплате 1 млн тенге составляет 15 тысяч. У нас 20 тысяч тенге — при средней зарплате 124 тысяч. В Германии он в 2 раза меньше, в Австрии – в 3, в России — в 8 раз. Максимальный штраф при превышении скорости в Люксембурге 45 тысяч тенге, в России 22 тыс.тенге, а в Казахстане – 80 тысяч . Это весь месячный оклад среднестатистического бухгалтера, или 2 зарплаты охранников и водителей», — пояснил А. Чиндалиев.
Еще одним немаловажным фактором снижения штрафов стало то, что нарушители не торопятся выкладывать из карманов большие суммы.
«Самая высокая взыскиваемость штрафов – за управление машиной без документов – 63%. На наш взгляд, причина в этом – в размере штрафа – 8 тысяч тенге. В среднем, 11 тысяч тенге – штраф за нарушение правил проезда перекрестков. Здесь взыскиваемость чуть ниже – 48%. Максимальный штраф – 396 тысяч тенге уплачивают лишь в 17 случаях из 100. А ведь это самые опасные нарушители – нетрезвые водители без водительских прав, которых нельзя арестовать. Как видно, чем выше сумма штрафа, тем меньше шансов на то, что он будет уплачен», — рассказал А. Чиндалиев.
Вопрос – куда смотрели и чем думали, когда вводили заведомо невыполнимые штрафы, пожалуй из разряда риторических.
Для кого подорожает ли страховка
Вопрос с размерами штрафов предстоит еще решить, но уже в следующем году, а тем временем Ассоциации финансистов Казахстана предложила увеличить стоимость страховки для водителей, несколько раз за год побывавших в ДТП.
«Сейчас водитель, совершивший ДТП, для того, чтобы дальше управлять транспортным средством, должен купить новую страховку. Также он вынужден оплатить штраф за нарушение ПДД, которое повлекло аварию. Очень часто ДТП «разводятся» на месте, водители договариваются, и виновник возмещает пострадавшему ремонт авто. То есть штраф ему оплачивать не нужно, и ДТП обходится ему стоимостью страховки. Как это будет его ограничивать? Он будет и дальше лихачить. Должна быть система каких-то последствий, сказал Управляющий директор Ассоциации финансистов Казахстана Ерлан Бурабаев. — Мы предлагаем повышать стоимость страхового полиса для лиц, которые часто совершают ДТП. В принципе сейчас такой механизм есть, но он все-таки ограничен определенным верхним пределом. На наш взгляд, его недостаточно».
Также Ассоциация финансистов считает не справедливым то, что в разных регионах стоимости страхового полиса различна. Вместе с тем в организации отметили, что страховые компании необходимо наделить дополнительными функциями.
«Требуется законодательная доработка, которая дала бы страховым компаниям полномочия проводить анализ, использовать соответствующие утвержденные схемы и уже на основании этого осуществлять страховые выплаты. Чтобы избежать мошеннических действий со стороны страховых компаний или страхователей, необходимо все-таки четко прописать соответствующие бизнес-процессы и системы», — сказал Ерлан Бурабаев.
По его словам, в концепции предусмотрено, что оформление соответствующих документов без вызова ГАИ осуществляется самими страхователями, но разбор данных документов и анализ остается за страховыми компаниями. Сейчас таких полномочий у страховых компаний нет.
Лариса Черненко
Винтоверт DeWalt PowerStack DCF850E1T-QW АКБ и ЗУ в комплекте