В политике все неслучайно. Во всяком случае если ты загодя знаешь расписание визитов в страну тех или иных гостей
Табачок бы врозь
Невеселые мысли по поводу ЕАЭС и ВТО
Денис КРИВОШЕЕВ
В политике все неслучайно. Во всяком случае если ты загодя знаешь расписание визитов в страну тех или иных гостей, то готовишь к ним не только протокольные и хозяйственные службы, но и те, кто формирует информационное поле. В преддверии очередного визита Путина в Астану произошла масса интересных событий, настолько значимых, что даже немецкая DW вынесла в заголовки ощущения от них. В частности, редакция «Немецкой волны» ждет от главы РФ ответов «на ряд актуальных вопросов о судьбе ЕАЭС и отношениях с Украиной». С чего такой вывод? Его можно сделать из нескольких параллельно развивающихся событий, которые ставят Казахстан в совершенно неудобное положение, выход из которого напрямую зависит от политики Москвы, и рефлексия на эти события со стороны Казахстана просто необходима. Вечная дружба, конечно, хорошо, но и из реверансов нужно иногда выходить, когда ноги затекают. Тем более что торговая блокада России и выбранная Кремлем политика изоляционизма (хотя мы и видим попытки Москвы через сирийскую кампанию найти какие-то компромиссы с Западом, но на своих условиях) угрожает амбициозным экономическим планам Акорды.
Особенно это очевидно после вступления нашей страны в ВТО. Еще одна точка напряженности — неразрешенный конфликт с Украиной, давним торговым партнером Казахстана. Многие ошибочно полагают, что Назарбаеву не дают покоя лавры миротворца Лукашенко, но это не так. Астана традиционно терпима к смене режимов в странах СНГ и с радостью принимает новых глав государств, справедливо полагая, что президенты приходят и уходят, а интересы остаются. Именно поэтому визит главы Украины в Казахстан состоялся раньше, а настрое-ние, с которым принимали Порошенко, было особенно теплым. Ну и третье.
Накануне визита Путина в Астану состоялось судьбоносное заседание Совета безопасности страны, главный вопрос – ЕАЭС. Понятно, что из сухого релиза, распространенного акординской пресс-службой, сложно делать хоть какие-то выводы, но попробовать стоит. Сообщается: «…Выступая на заседании, глава государства подчеркнул, что ЕАЭС имеет хорошие перспективы, несмотря на неблагоприятную конъюнктуру мирового рынка и иные внешние условия, не позволяющие полностью раскрыть потенциал интеграционного объединения. Перед казахстанским бизнесом открываются большие возможности для налаживания межгосударственной кооперации и наращивания экспорта. Вместе с тем необходимы меры по минимизации влияния негативных факторов на социально-экономическое развитие Казахстана и на деятельность ЕАЭС в целом».
Таким образом, никто не решился рассказать главе государства о новых проблемах союза. О том что границы для товаров, услуг и миграции открыл только Казахстан, тогда как Россия имеет ряд специфических инструментов для защиты собственных товаропроизводителей. О некоторых глава государства осведомлен. В частности, он считает, что «обеспечение равной и справедливой конкуренции для предпринимателей всех государств-участников ЕАЭС, а также соблюдения всеми странами мер санитарно-эпидемиологического, фитосанитарного и ветеринарного контроля» — это базовый принцип, давая понять Кремлю, что о безопасности пекутся не только в России, а правила игры могут устанавливаться всеми сторонами. Но, к сожалению, о других ограничениях, например, региональных, ему, видимо, пока не доложили.
В какой-то степени Нурсултан Назарбаев признает, что процедура интеграции не началась, но считает, что виной тому — санкции, направленные против политики России, поэтому активно пытается снять их со своего партнера. Он со всех высоких трибун заявляет, что такое поведение контрпродуктивно. Тут нельзя не согласиться, что это действительно наносит ущерб экономике ряда стран, в том числе и нашей, но это не вся правда. Сегодняшняя Россия — партнер ненадежный. Очень капризный и непредсказуемый. Ввиду своего устройства у страны слишком много источников интересов и предсказать, где проявится тот или иной, практически невозможно. Например, надежды Казахстана стать сборочной площадкой для последующей продажи готовой продукции в Россию практически разбиты. Уходящие автомобильные гиганты даже не рассматривают страну в качестве партнера. Более того, главный гешефт Астаны от вступления в ВТО может быть потерян и превратится в вполне конкретные убытки. Известно, что у Казахстана и России таможенные пошлины по договору после вступления в организацию на ввоз некоторых товаров разнятся. Иногда более чем в два раза. Это неустраивает нашего партнера. Белый дом усматривает в этом источник потерь общего таможенного котла и требует доплачивать в него случившуюся разницу. С точки зрения права, Москва на это имеет все основания. Приоритет договора ЕАЭС перед другими международными договорами, прописан; и Акорде, если Кремль будет настойчив, придется следовать договоренностям. Но в нашем конкретном случае это будет объективным доказательством убыточности союза как такового.
Не случайным становится и заявление Совбеза Казахстана, перед визитом Путина, о том, что Астана «принципиально считает» ЕАЭС – это «сугубо экономическое объединение, которое должно развиваться в рамках экономики и внешней торговли». Таким образом, Акорда как бы вновь очень осторожно сигнализирует, что разговоров о единой валюте и общем парламенте она не приемлет и правительство должно это помнить. Помнить об этом следует и политикам из кремлевского окружения, а вот возымеет ли это заявление действие, сложно предсказать. Кажется, что вряд ли. Россия умеет добиваться своего. Не останавливает ее и нелогичность желаний, и сопротивление партнеров. Такое поведение свойственно державам, особенно в период кризиса. Особенно считающим себя «великими».
Еще одна сентенция, вошедшая в пресс-релиз по результатам заседания Совета безопасности: «Глава государства обратил особое внимание на выработку мер по защите и поддержке отечественных производителей, повышение конкурентоспособности их товаров и услуг как на рынках стран-членов ЕАЭС, так и в региональном масштабе». По этому поводу много мыслей, но главная, что никакие меры не могут конкурировать с политикой, избранной Кремлем. Если действия непредсказуемы, нелогичны и несимметричны, то строить сколько-нибудь реалистичные планы практически невозможно.
Думаю, что администрация Путина все последние посылы уловила и переговоры будут сложными, во всяком случае президент Назарбаев перед коллегой вопросы, возможно, и поставит, но вот ниже, на уровне исполнения решений, все намного сложнее. Уровень наших переговорщиков настолько слаб, и это очевидно из результатов переговоров по договору ЕАЭС и ВТО, что даже патриархальность Назарбаева и забота об отечестве не спасают. Вполне очевидно, что мы теряем бизнес. Мы теряем опору. Долго ли так можно «ночь простоять да день продержаться», неизвестно.