Новости на Newstaraz.

«Здесь мы счастливы»

newstaraz.kz

Месхетинцы, живущие в Карагандинской области, не помышляют о переезде на историческую родину. Для нескольких поколений Казахстан стал настоящим домом.

Карагандинский областной филиал турецкого этнокультурного центра «Ахыска» начал работу в 2008 году. У его истоков стоял Бенали Байрам-оглы Атаев. В Караганду, как рассказала заместитель председателя общественного объединения Зарина Сафарова, он приехал из Чимкента в 13-летнем возрасте. Будучи подростком, подавал большие надежды в спорте. После победы на чемпионате Азии по вольной борьбе его взяли под свое крыло карагандинские тренеры. К сожалению, в 20 лет Б. Атаеву пришлось оставить большой спорт — крест на дальнейшей карьере поставила травма, полученная на чемпионате мирового уровня. А молодой человек решил остаться в шахтерской столице. Спустя годы он занялся общественной деятельностью, объединяя вокруг себя молодежь.

Ахыска — самоназвание турок-месхетинцев. История их появления в Казахстане напрямую связана с политикой специального переселения народов, которая являлась одной из форм политических репрессий. Прежде всего нужно пояснить, что эта субэтническая группа с древних времен населяла исторические области Грузии — Месхети и Джавахети, где в XIII веке возникло княжество Самцхе-Саатабаго. В XVI веке на этой территории была создана административная единица в составе Османского султаната — Ахыскинский пашалык, который перестал существовать в 1828 году в результате русско-турецкой войны. В рамках Адрианопольского мирного договора, заключенного между сторонами, Грузия перешла к России, а в 1921 г. по условиям Московского договора, устанавливавшего северо-восточную границу Турции, Месхетия вошла в состав Грузии.

15 ноября 1944 года стал для ахыска черным днем. Примечательно, что пока практически все взрослые мужчины наравне со всеми боролись с фашизмом, а это более 48 тысяч человек, власть Советов обвинила турок-месхетинцев в неприятии государственного строя, пособничестве врагам, занятиях контрабандой и служении турецким разведывательным органам, вербовке шпионских элементов и насаждении бандитских групп, нарушении общественной границы, а также в родственных отношениях значительной части населения с жителями соседнего государства.

— Моя бабушка, которую депортировали в Казахстан с тремя маленькими детьми, рассказывала мне о том, как это было страшно. Когда пришли солдаты и сообщили о переселении, она испугалась того, что приближается фашистская армия, — рассказывает собеседница «ИК».

Следует отметить, что, согласно приказу, переселенцам разрешили взять с собой деньги, домашние вещи, обувь, посуду, домашний и сельскохозяйственный инвентарь и запас продовольствия до 1000 килограммов на семью. Но это была лишь подачка властей — как рассказывает Зарина, на сборы дали всего два часа:

— С помощью соседского мальчика бабушка за это время успела зарезать двух баранов, разделать туши, посолить одну часть мяса, вторую наскоро приготовить. Кроме этого, она взяла с собой в дорогу сваренные вкрутую яйца и девять мешков зерна. А ее родственники, работавшие в магазине, успели взять с собой только мыло. Позже она обменяла его на продукты, чтобы спасти детей от заражения тифом. Мясо в пути протухло, но приходилось есть его, потому что ничего другого у нее больше не было.

В общей сложности в тот день было выслано 115 тысяч турок-месхетинцев, из них 40 тысяч — в Казахстан. Родные Сафаровой оказались в Чимкенте. Позже брат Зарины, Бенали Атаев, как уже говорилось, переехал в Караганду, где впоследствии возглавил этнокультурный центр «Ахыска».

Сегодня в Карагандинском филиале общественного объединения состоит более 100 семей. Они живут в разных городах, но тесно общаются между собой. Основные поводы для встречи — Курбан айт, Ораза айт, свадьбы и другие праздники. По словам З. Сафаровой, самые красивые обряды связаны с созданием новой семьи.

Например, главный цвет наряда невесты — красный. Встречая гостей, девушка держит поднос, заставленный стаканчиками с шербетом. Сватовство считается состоявшимся после того, как родственницы жениха – енгелер — украсят ее кисти рук изящными узорами хной, которая, кстати, является важной составной частью свадебных традиций турок.

Как объяснила Зарина, девичник называется «кына геджеси» («ночь хны»). Он проводится накануне расставания с отчим домом. В этом случае узоры под звучание песен наносят подружки. В день проводов невесты — «гелин гетирмек» — девушка облачается в традиционный красный наряд, который затем сменяется на белое свадебное платье, привезенное стороной жениха. Чтобы задобрить злые силы, к ее поясу привязывают лепешку.

Когда молодая сноха перешагивает порог нового дома, по казахским обычаям проводится обряд «отқа май құю» (вливание масла в огонь). У турок девушка должна разбить каблуком тарелку, затем обмакнуть руку в мед и провести ею по дверным косякам.

А сегодня дастархан каждой семьи накрыт в честь Праздника единства народа Казахстана.

— Этот день очень важен для нас. Чтобы уважать и любить землю, которая стала нашей родиной, дети должны знать историю своих бабушек и дедушек. Нам выпало счастье жить в многонациональной стране, где дружба и взаимопонимание поставлены во главу угла. У нас никогда не возникало мысли уехать на свою историческую родину. Дома нам хорошо. Здесь мы счастливы. А создание Ассамблеи народа Казахстана, у истоков которой стоит Елбасы, его политика стабильности и согласия сыграли ключевую роль в том, что мы не только не забыли свой язык, культуру и традиции, но и обогащаемся духовным богатством других народов, — подчеркнула З. Сафарова. — С момента депортации прошло уже более 70 лет, но мы сохранили все обычаи.

Автор: Асель ЖЕТПИСБАЕВА

newstaraz.kz
Вам также могут понравиться

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

newstaraz.kz

where to buy viagra buy generic 100mg viagra online
buy amoxicillin online can you buy amoxicillin over the counter
buy ivermectin online buy ivermectin for humans
viagra before and after photos how long does viagra last
buy viagra online where can i buy viagra
Translate »