«Здесь мы счастливы»
Месхетинцы, живущие в Карагандинской области, не помышляют о переезде на историческую родину. Для нескольких поколений Казахстан стал настоящим домом.
Карагандинский областной филиал турецкого этнокультурного центра «Ахыска» начал работу в 2008 году. У его истоков стоял Бенали Байрам-оглы Атаев. В Караганду, как рассказала заместитель председателя общественного объединения Зарина Сафарова, он приехал из Чимкента в 13-летнем возрасте. Будучи подростком, подавал большие надежды в спорте. После победы на чемпионате Азии по вольной борьбе его взяли под свое крыло карагандинские тренеры. К сожалению, в 20 лет Б. Атаеву пришлось оставить большой спорт — крест на дальнейшей карьере поставила травма, полученная на чемпионате мирового уровня. А молодой человек решил остаться в шахтерской столице. Спустя годы он занялся общественной деятельностью, объединяя вокруг себя молодежь.
Ахыска — самоназвание турок-месхетинцев. История их появления в Казахстане напрямую связана с политикой специального переселения народов, которая являлась одной из форм политических репрессий. Прежде всего нужно пояснить, что эта субэтническая группа с древних времен населяла исторические области Грузии — Месхети и Джавахети, где в XIII веке возникло княжество Самцхе-Саатабаго. В XVI веке на этой территории была создана административная единица в составе Османского султаната — Ахыскинский пашалык, который перестал существовать в 1828 году в результате русско-турецкой войны. В рамках Адрианопольского мирного договора, заключенного между сторонами, Грузия перешла к России, а в 1921 г. по условиям Московского договора, устанавливавшего северо-восточную границу Турции, Месхетия вошла в состав Грузии.
15 ноября 1944 года стал для ахыска черным днем. Примечательно, что пока практически все взрослые мужчины наравне со всеми боролись с фашизмом, а это более 48 тысяч человек, власть Советов обвинила турок-месхетинцев в неприятии государственного строя, пособничестве врагам, занятиях контрабандой и служении турецким разведывательным органам, вербовке шпионских элементов и насаждении бандитских групп, нарушении общественной границы, а также в родственных отношениях значительной части населения с жителями соседнего государства.
— Моя бабушка, которую депортировали в Казахстан с тремя маленькими детьми, рассказывала мне о том, как это было страшно. Когда пришли солдаты и сообщили о переселении, она испугалась того, что приближается фашистская армия, — рассказывает собеседница «ИК».
Следует отметить, что, согласно приказу, переселенцам разрешили взять с собой деньги, домашние вещи, обувь, посуду, домашний и сельскохозяйственный инвентарь и запас продовольствия до 1000 килограммов на семью. Но это была лишь подачка властей — как рассказывает Зарина, на сборы дали всего два часа:
— С помощью соседского мальчика бабушка за это время успела зарезать двух баранов, разделать туши, посолить одну часть мяса, вторую наскоро приготовить. Кроме этого, она взяла с собой в дорогу сваренные вкрутую яйца и девять мешков зерна. А ее родственники, работавшие в магазине, успели взять с собой только мыло. Позже она обменяла его на продукты, чтобы спасти детей от заражения тифом. Мясо в пути протухло, но приходилось есть его, потому что ничего другого у нее больше не было.
В общей сложности в тот день было выслано 115 тысяч турок-месхетинцев, из них 40 тысяч — в Казахстан. Родные Сафаровой оказались в Чимкенте. Позже брат Зарины, Бенали Атаев, как уже говорилось, переехал в Караганду, где впоследствии возглавил этнокультурный центр «Ахыска».
Сегодня в Карагандинском филиале общественного объединения состоит более 100 семей. Они живут в разных городах, но тесно общаются между собой. Основные поводы для встречи — Курбан айт, Ораза айт, свадьбы и другие праздники. По словам З. Сафаровой, самые красивые обряды связаны с созданием новой семьи.
Например, главный цвет наряда невесты — красный. Встречая гостей, девушка держит поднос, заставленный стаканчиками с шербетом. Сватовство считается состоявшимся после того, как родственницы жениха – енгелер — украсят ее кисти рук изящными узорами хной, которая, кстати, является важной составной частью свадебных традиций турок.
Как объяснила Зарина, девичник называется «кына геджеси» («ночь хны»). Он проводится накануне расставания с отчим домом. В этом случае узоры под звучание песен наносят подружки. В день проводов невесты — «гелин гетирмек» — девушка облачается в традиционный красный наряд, который затем сменяется на белое свадебное платье, привезенное стороной жениха. Чтобы задобрить злые силы, к ее поясу привязывают лепешку.
Когда молодая сноха перешагивает порог нового дома, по казахским обычаям проводится обряд «отқа май құю» (вливание масла в огонь). У турок девушка должна разбить каблуком тарелку, затем обмакнуть руку в мед и провести ею по дверным косякам.
А сегодня дастархан каждой семьи накрыт в честь Праздника единства народа Казахстана.
— Этот день очень важен для нас. Чтобы уважать и любить землю, которая стала нашей родиной, дети должны знать историю своих бабушек и дедушек. Нам выпало счастье жить в многонациональной стране, где дружба и взаимопонимание поставлены во главу угла. У нас никогда не возникало мысли уехать на свою историческую родину. Дома нам хорошо. Здесь мы счастливы. А создание Ассамблеи народа Казахстана, у истоков которой стоит Елбасы, его политика стабильности и согласия сыграли ключевую роль в том, что мы не только не забыли свой язык, культуру и традиции, но и обогащаемся духовным богатством других народов, — подчеркнула З. Сафарова. — С момента депортации прошло уже более 70 лет, но мы сохранили все обычаи.
Автор: Асель ЖЕТПИСБАЕВА
newstaraz.kz