10 примеров смехотворно дорогого американского вооружения, которое не взлетело.
Современные системы вооружения очень дорогие, но о затратах быстро забывают, если система хорошо себя показывает в боевых условиях. Когда же система вооружения разработана, но так и не развернута, в трубу улетает много денег, вызывая беспокойство как среди политиков, так и среди людей, участвовавших в разработке. Перед вами десять примеров смехотворно дорогих систем вооружения, которые были свернуты либо никогда не использовались.
MMEV
100 миллионов канадских долларов
Multi-Mission Effects Vehicle (MMEV) должен был быть канадским ответом на противотанковые и типа «земля-воздух» оборонительные технологии на борту системы LAV III. Программа MMEV была реализована в 2005 году при проектной стоимости в 750 миллионов канадских долларов, но закрыта всего спустя два года.
Причиной отмены стала именно многопрофильность транспортного средства. Разрушение оперативного командного, противовоздушного и противотанкового транспорта на поле боя приводит к сокращению возможностей сухопутных войск втрое. Возникло опасение, что интеграция всех трех систем в одном транспортном средстве была «опрометчивой попыткой снижения затрат за счет безопасности солдат и оперативной эффективности».
XM29
100 миллионов долларов
XM29 Objective Individual Combat Weapon представляла собой серию прототипов оружия, предназначенного для обеспечения бойцу на суше лучшего контроля над боеприпасами стрелкового оружия. Это оружие могло выстреливать 20-мм осколочно-фугасными снарядами, способными на программируемый взрыв в воздухе — то есть солдат, который стрелял, мог запрограммировать снаряд на взрыв на определенной высоте и дистанции.
При выстреле в сторону укрытого врага заряд взорвется позади и над целью, эффективно его поразив. Программа начала развиваться в 1990-х годах и была пересмотрена в октябре 2005 года из-за стоимости оружия в 35 000 долларов. Всего на проведение исследований и разработку XM29 ушло свыше 100 миллионов долларов до отмены, но на поле боя, возможно, будет развернута XM25.
B-70 «Валькирия»
1,5 миллиарда долларов
К концу 1950-х годов стратегическое командование авиацией ВВС США поставило перед собой задачу создать новый стратегический бомбардировщик, который смог бы заменить B-52. «Валькирия» должна была получить на вооружение ядерные бомбы и выполнять миссии глубокого проникновения.
По сути, B-70 был неуязвимым самолетом, поскольку мог работать на высоте свыше 21 000 метров на скорости в 3 Маха. Но изобретение ракет земля-воздух положило конец этой неуязвимости еще до того, как он взлетел. Чтобы побороть эту незадачу, самолет перепроектировали для полета на более низких высотах, где он мог бы уйти из области видимости ракет.
После того, как десятилетие подошло к концу, разработка и внедрение межконтинентальных баллистических ракет заменили стареющие стратегические бомбардировщики и в B-70 больше не было нужды. К тому времени, как программа была завершена, в 1961 году, ВВС США потратили уже 1,5 миллиарда долларов. В пересчете на современный курс это составило бы порядка 12 миллиардов долларов.
A-12 Avenger II
2,95 миллиарда долларов
A-12 Avenger II должен был стать бомбардировщиком-стелсом, способным работать в любых погодных условиях, на замену стареющему A-6 Intruder для ВМС и морской пехоты США. Изначально дизайн строился на едином крыле, подобном тому, которым обладает B-2, но предназначался для стратегических морских операций.
Начатая в 1990-м году программа была урезана в 1991 году еще до того, как министр обороны Дик Чейни потратил 57 миллиардов долларов. По итогам, США уже заплатили 3 миллиарда из контрактных 4,8 миллиарда долларов, но самолет так и не был построен. Министерство обороны подало в суд на подрядчиков, требуя возместить расходы. И только в 2014 году было достигнуто соглашение, по которому США получили обратно 400 миллионов долларов.
Экспедиционная боевая машина
3 миллиарда долларов
Экспедиционная боевая машина (EFV) представляла собой десантный транспорт-амфибию, разработанную для морской пехоты США на замену устаревшему Assault Amphibious Vehicle, который стоял на вооружении с 1972 года. EFV должен был посоперничать в мобильности и маневренности с небезызвестным танком «Абрамс» М1, но при этом должен был уметь функционировать на суше и на море как основное средство нападения.
Как ожидалось, программа должна была стоить 15 миллиардов долларов, но была отменена в 2011 году министром обороны США Робертом Гейтсом по просьбе морской пехоты продлить жизнь Marine Personnel Carrier и Amphibious Combat Vehicle. В конечном счете программа была успешно сведена на нет и обошлась в 3 миллиарда долларов.
Воздушный лазер YAL-1
5 миллиардов долларов
YAL-1 Airborne Laser Testbed от Boeing был системой вооружения, которая должна была монтироваться на Boeing 747-400F. Мегаваттный химический кислородно-йодный лазер должен был перехватывать и уничтожать ракеты прямо в полете. По проекту, YAL-1 должен был уничтожать тактические баллистические ракеты, еще когда они были в фазе разгона (до достижения пиковой скорости).
Лазер был успешно испытан, но так и не был развернут из-за непрактичности его использования в бою. Министр обороны Роберт Гейтс сократил программу из-за необходимости значительно более мощного лазера с большей дальностью, способного поражать любые цели. При стоимости в 1,5 миллиарда долларов на строительство и при стоимости поддержания в 100 миллионов долларов в год, эта концепция просто не выполнима. Программу закрыли в 2011 году спустя 16 лет разработки при общей стоимости в 5 миллиардов долларов.
RAH-66 Comanche
7 миллиардов долларов
Вертолет-стелс RAH-66 Comanche должен был стать заменой существующим вертолетам в арсенале армии США. Изначальный план по закупке 650 вертолетов сорвался в 2004 году, когда армия отменила все финансирования их исследования, разработки и производства. Отмена стала результатом превышения расходов и вопросов безопасности вследствие совершенствования оборонных систем «земля-воздух».
Средства были перераспределены на другую программу, Bell ARH-70, которая впоследствии была закрыта. В процессе разработки проекта с 1991 года до момента отмены в 2004 году, армия потратила приблизительно 6,9 миллиарда долларов. Оставшиеся средства пошли на обновление существующего инвентаря армии, от которого она планировала отказаться после разработки Comanche.
XM2001 Crusader
11 миллиардов
XM2001 Crusader задумывался как самоходная гаубица США следующего поколения, но был отменен за шесть лет до развертывания министром обороны Дональдом Рамсфелдом в 2002 году. Crusader должен был заменить устаревшую систему Paladin, которая стоит на вооружении с 1960-х годов, будучи более маневренным и точным орудием.
Crusader должен был быть немного быстрее, чем Paladin. Но из-за веса и стоимости каждой системы, Crusader оказался ничем не лучше Paladin и был впоследствии закрыт. Изначальный заказ на 800 орудий был отменен вместе с прекращением финансирования.
Программу начали разрабатывать в 1995 году и закончили в 2002 году, сделав один прототип за 11 миллиардов долларов. Единственный завершенный XM2001 можно наблюдать в Форт Силл, штат Оклахома.
Боевые системы будущего
18,1 миллиарда долларов
С 2003 по 2009 год армия США начала программу модернизации, которая предполагала, что быстрые и более маневренные команды на небольшом транспорте смогут попадать в любую точку мира в мгновение ока. Программу назвали Future Combat Systems (FCS) и она должна была вылиться в круглые 340 миллиардов долларов к моменту ее завершения.
Но этого не случилось. Министерство обороны США потратило более 18 миллиардов долларов на FCS за шесть лет разработки программы, прежде чем Роберт Гейтс заявил о реструктуризации и окончательной отмене программы в 2009 году.
Ракетная программа Trident
40 миллиардов долларов
Американцы вздохнули с облегчением, когда узнали, что эта система вооружения никогда не использовалась, хотя и влетела им в копеечку. Различные варианты ракеты Trident разрабатывались как баллистические ракеты для запуска с подлодок, они же ядерные боеголовки.
В 2011 году программа ракет Trident была оценена в 40 миллиардов долларов, со стоимостью каждой ракеты в 70 миллионов долларов. Ракетная программа находится в эксплуатации с 1979 года и, как планируется, будет оставаться до 2042 года. Ориентировочная общая стоимость программы составляет 170,2 миллиарда долларов, но пока что эти ракеты не использовались и, будем надеяться, использоваться не будут.