22 миллиарда долларов никто не заберет — Бекетаев о заморозке средств Нацфонда
Министр юстиции Марат Бекетаев заявил, что замороженные средства Национального фонда Казахстана в размере 22 миллиардов долларов остаются в собственности РК, передает корреспондент Tengrinews.kz.
«Что касается процесса в Лондоне, эти деньги остаются в собственности РК. Они защищены суверенным иммунитетом. Вопрос ареста в том, что в ближайшей перспективе пока что эти активы передать, продать кому-то будет невозможно. Управляющий Нацфондом — Нацбанк — выдерживает взвешенную политику, стабильные активы вложены, эти активы остаются в собственности, приносят доходы. Риски ограничены суммой иска — это около 500 миллионов долларов. Никогда 22 (миллиарда долларов — прим.автора) никто не заберет», — заявил министр в кулуарах после заседания правительства.
По словам Бекетаева, все документы и доказательства Казахстан представил в английский суд в начале этого года, английский суд поддержал и подтвердил наличие фактов мошенничества.
«Это дело будут рассматривать на суде в Лондоне. Слушания по мошенничеству намечены на октябрь 2018 года. Мы не хотим отдавать даже оспариваемую сумму, потому что мы считаем что арбитражное решение получено мошенническим путем», — заключил Бекетаев.
Председатель Нацбанка Данияр Акишев пояснил, что Национальный банк, управляя нацфондом, размещает деньги среди внешних управляющих. Но структура управления следующая: эти деньги размещаются в нескольких кастодианах — банках, которые осуществляет специализированные функции по учету и хранению всех финансовых инструментов, в которые инвестируетсяНацфондом и также производит расчеты по ним. Это означает, что таких кастодианов может быть несколько, их несколько по нацфонду Казахстана.
«Тот кастодиан, который находился в Бельгии, это банк Bank of New York Mellon, там находятся в настоящее время 22 миллиарда долларов, которые обременены в рамках иска. Очевидно, что сумма иска, которую уже неоднократно и правительство озвучивало, и озвучивали наши юридические консультанты, она не сопоставима с тем уровнем, который был заморожен сейчас, арестован», — считает Акишев.
Глава Нацбанка отметил, что Казахстан опротестовывал решение о том насколько это было законно сделано.
«У нас остается возможность для обжалования данного решения. Мы проводим сейчас работу по тому, что банк-кастодиан неправомерно, на наш взгляд, поступил, обременив эти активы, видя, что сумма иска абсолютно не сопоставима. Во-вторых, как считаем, это не соответствует той юрисдикции, где он находится», — сказал Данияр Акишев.
Он рассказал об активной работе Казахстана по решению ситуации. По его словам, Министерство юстиции в данном случае выступает основным органом, который защищает интересы правительства.
«Нацбанк оказывает всю необходимую поддержку, в том числе, через найм юридических консультантов. Я не думаю, что здесь ситуация находится в какой-то критической фазе или речь идет о какой-то потере активов. Действительно, да это есть юридические споры. Я думаю, они, в конечном итоге найдут свое решение. Мы обладаем достаточно значительной квалификацией и наши консультанты, мы надеемся на них, что они проведут квалифицированную работу, и мы средства нацфонда будем иметь в том объеме, как имели раньше», — заключил Акишев.
Напомним, Bank of New York Mellon заморозил активы Национального фонда Казахстана в 22 миллиарда долларов, обремененные в рамках иска. «Как Национальный Банк, так и Республика Казахстан в настоящее время рассматривают возможность обжалования этого решения суда. В то же время данное решение не повлияет на позицию Национального Банка или Республики Казахстан в других иностранных судах и не повлияет на позицию Республики Казахстан о том, что арбитражное решение, которое Стати пытается исполнить, было получено мошенническим путем», — говорится в распространненом ранее сообщении Минюста.
newstaraz.kz