Цена на казахстанский бензин сильно зависит от российской
Цена зависимости от России: Реализаторы прогнозируют подорожание бензина
Ольга ЛИХОГРАЙ
Как сообщили «ng.kz» 6 октября представители казахстанских НПЗ, стоимость процессинга (переработки нефти) еще не подорожала.
— Наш завод отвечает только за процессинг, — отметил и. о. начальника отдела производства Атырауского НПЗ Нариман КАСАНОВ. — А его стоимость не повышалась.
— Мы вообще не имеем никакого отношения к формированию цен на бензин, — заявилначальник отдела отгрузки Шымкентского НПЗ Болтабек ЖОЛДАСОВ. — Наше дело — перерабатывать нефть. Меняют цену владельцы нефти, которые привозят нам ее на переработку. Мы цены за свои услуги не повышали и не планируем повышать.
Однако уже 1 октября на заправках сети АО «НК «КазМунайГаз» появились новые ценники: цена литра бензина марки АИ 92 поднялась до 130 тенге, АИ 95 — до 141 тенге. Напомним, что КМГ является национальным оператором и оптовым поставщиком нефтепродуктов. На остальных заправках АИ 92 по сей день продают не дороже 125 тенге, АИ 95 — не дороже 131 тенге за литр.
Цены на бензин двух марок на АЗС КМГ выросли 1 октября
Повышение розничной цены на заправках КМГ совпало не только с заявлением о скором повышении стоимости нефтепродуктов, но и с расследованием, которое проводит департамент КРЕМ и ЗК по Костанайской области. Оно связано с признаками сговора, которые могут усмотреть в действиях региональных АЗС, одновременно поднявших 4-5 сентября цены на нерегулируемый бензин АИ 92 до тех же 130 тенге.
— Расследование проводится в отношении 12 субъектов, которые зарегистрированы в нашей области, — сообщил «НГ» заместитель руководителя департамента КРЕМ и ЗК по Костанайской области Нурлан ДЖАЛГАСБАЕВ. — Что касается сети КМГ, то они зарегистрированы в Астане, поэтому мы только сообщили коллегам о недавнем поднятии цен.
Костанайские реализаторы ГСМ заранее уверены, что сговора в поднятии цен на заправках КМГ никто не увидит, а повышение цен на других заправках — неизбежно.
— Цена на казахстанский бензин сильно зависит от российской, а заодно — от курса российского рубля, — говорят представители костанайских АЗС, которые предпочитают не называть своих фамилий. — Потому что 30-40% бензина мы завозим из России. Цена 1 л бензина АИ 92 в России сейчас 32 рубля. По курсу 1:4 выходит 128 тенге за 1 л. То есть она уже выше, чем на большинстве наших АЗС.
В такой ситуации, считают владельцы АЗС, есть только один выход: повышать цену бензина, чтобы она соответствовала российской.
— Около 30% бензина наши самые крупные розничные реализаторы самостоятельно завозят из России, — подтвердил «НГ» руководитель управления предпринимательства и индустриально-инновационных технологий Костанайской области Мейрам СОКИТБАЕВ. — К крупным мы относим «Иволгу» (45 заправок), «Костанайнефтепродукт» (47 заправок), КМГ (9 заправок), «Эталон» (8 заправок). Формирование цены мы не контролируем. В наши функции входит каждое утро объезжать сети заправок и мониторить цены, информацию о которых мы передаем в антимонопольный департамент.
Однако независимые эксперты считают, что привязка цены казахстанского бензина к стоимости российского не выдерживает критики: даже если 30-40% нефтепродуктов завозится из России, то причем тут оставшиеся 60%, которые производят на наших заводах?
— Ситуация нелогична настолько, что ее даже не пытаются объяснять рядовому потребителю, — говорит аналитик нефтегазового рынка Сергей СМИРНОВ. — Просто говорят: в России бензин подорожал, мы от него зависим, поэтому повышаем свою цену. Отсюда следует, что привязка эта искусственная и выгодна только оптовикам и компаниям, аффилированным с нашими НПЗ. Я считаю, что обоснованных предпосылок для повышения цены на наш бензин нет.
Напомним, когда цена бензина в России, от которой так сильно зависит местный рынок ГСМ, резко падала, правительство сразу запрещало ввоз бензина от соседей. При этом тотальный дефицит и километровые очереди на заправках никого не волновали. Однако сейчас, когда цена российского бензина выше, к ней сразу же привязали цену казахстанских оптовиков.
— Чиновникам выгодно закрывать глаза на тот факт, что большая часть бензина вырабатывается у нас, и никак это не объяснять, — считает Смирнов. — А все потому, что система ценообразования нашего бензина — полностью непрозрачна. Если опираться на формулу, по которой рассчитывается стоимость бензина, то в ней есть привязка к цене на нефть. Но при цене на нефть ниже $50 за баррель казахстанский бензин стал дороже, чем при цене выше $100 за баррель!
О непрозрачности формирования цен на бензин «НГ» писала не раз. Нынешняя ситуация — еще одно тому подтверждение: информация о скором повышении цен, несмотря на очевидные предпосылки, остается закрытой.
Фото Николая СОЛОВЬЕВА
newstaraz.kz