Акишев объяснил странную реакцию тенге на рост цен на нефть
Фото © REUTERS
Глава Нацбанка РК Данияр Акишев не считает, что рост курса тенге из-за удорожания нефти не оправдывает ожиданий. Такое мнение он выразил на пресс-конференции в Алматы, передает корреспондент Tengrinews.kz.
«Курс тенге у нас укрепился с уровня практически 390 до 327 за доллар. Говорить о том, что курс тенге никак не реагирует на изменение цены на нефть либо говорить о том, что это изменение не оправдывает ожидания, я бы не стал. Нефть у нас не занимает 100 процентов нашего экспорта, изменение цен на нефть не может быть линейным и не может прямо пропорционально влиять на изменение стоимости нацвалюты к доллару США. Одним из факторов (изменения курса — прим. автора) мы назвали цену на нефть, но также мы привели другие факторы. Снижение базовой ставки и сезонный фактор. Курс тенге не может отражать абсолютно линейную зависимость от цены на нефть. Колебания могут совпадать с точки зрения вектора и направления, однако не должны и не могут абсолютно также повторять колебания цены на нефть, у нас присутствуют и другие экспортеры. Баланс — он происходит не только за счет изменения параметров валютной выручки», — прокомментировал Акишев.
Он также отметил, что рост цен на нефть, который происходил в течение 2016 года с 28 до 52 долларов за баррель, имел неустойчивый и спекулятивный характер. «По мнению Нацбанка, на данном этапе отсутствовало достаточно большое количество фундаментальных факторов, которые свидетельствовали бы об оживлении на рынке. Мне кажется, что снижение нефти, которое происходит сейчас, оно больше отвечает макроэкономическим факторам, нежели его рост», — сказал Акишев.
Также было прокомментировано заявление НАцбанка, распространенное после ослабления курса тенге, в котором дедолларизация перечислялась в числе факторов повлиявших на курс нацвалюты. «Там просто перечислялись факторы, которые влияют на курсообразвоание. Там не было такого, что из-за дедолларизации курс тенге ослаб. Это было вырвано из контекста многими экспертами. Если вы прочитаете сам комментарий, то там не говорится что именно из-за этого ослабление произошло», — заявил заместитель председателя Нацбанка РК Галымжан Пирматов.
Ранее экономисты выразили свое мнение о том, почему тенге реагирует в основном только на снижение цены на нефть. По словам начальника отдела управления активами «Казкоммерц Секьюритиз» Айвара Байкенова, связь тенге с нефтью или рублем, по сути, носит искусственный характер и во многом диктуется однобокой валютной политикой Нацбанка РК. «Мы получаем такую ситуацию, когда свободное плавание у нас свободное, если есть хоть малейшие факторы для падения тенге, и несвободное плавание, когда формируется тренд на укрепление тенге», — считает аналитик. В свою очередь, директор ТОО «BRB Invest» Галим Хусаинов на своей странице в Facebook посчитал корреляционную зависимость между ценой на нефть, тенге и рублем. Подробные расчеты можно посмотреть здесь. Хусаинов заявил, что если верить этим данным, российский рубль наиболее зависим от цен на нефть, чем тенге, хотя в структуре российской экономики нефть занимает меньшую долю, чем в казахстанской.
Напомним, как заявил ранее директор Департамента монетарных операций и управления активами НБ РК Адил Мухамеджанов, в настоящее время действует режим свободно плавающего обменного курса, который предполагает ежедневные колебания обменного курса в ту или иную сторону в зависимости от ряда факторов, в первую очередь цен на нефть и курсов валют стран — торговых партнеров. При этом, по его мнению, на курс тенге оказывают влияние также внутренние факторы, такие как ожидания участников рынка, движение бюджетных средств, периоды выплаты налогов и в последние месяцы — тренд на дедолларизацию.