Активисты обеспокоены непрозрачностью процесса возвращения средств Гульнары Каримовой в Узбекистан
Активисты гражданского общества говорят о недостатке прозрачности в процессе возврата зарубежных активов Гульнары Каримовой.
15 февраля Министерство юстиции Узбекистана сообщило о том, что для возвращения в Узбекистан зарубежных активов старшей дочери бывшего президента Ислама Каримова Гульнары Каримовой будет создан многосторонний трастовый фонд Организации Объединенных Наций.
В заявлении министерства подчеркивается, что «возвращенные средства будут направлены на социальную сферу для улучшения благосостояния узбекского народа».
Минюст сообщил, что недавно в Узбекистан было возвращено из Франции 10 миллионов долларов, оставшиеся активы в размере 131 миллиона долларов будут возвращены через многосторонний трастовый фонд ООН.
Состоящая из правозащитных организаций коалиция по возврату конфискованных активов Гульнары Каримовой – Uzbek Asset Return Network приветствовала создание многостороннего механизма в этом вопросе.
Вместе с тем в заявлении группы подчеркивается, что возвращенные средства необходимо потратить в интересах узбекского народа и в этом процессе должны быть соблюдены «прозрачность и подотчетность».
В заявлении группы говорится, что для предотвращения хищения возвращенных средств в процесс должны быть также привлечены независимые аудиторы и местные активисты гражданского общества.
Проживающий в Великобритании узбекистанский аналитик Алишер Ильхамов, присоединившийся к обращению Uzbek Asset Return Network, положительно оценивает создание многостороннего трастового фонда, состоящего из представителей Швейцарии, ООН и Узбекистана. Однако, по мнению Ильхамова, учитывая отсутствие прозрачности в Узбекистане, вопрос о том, как будет работать этот фонд, остается неясным.
– В самом начале кампании за подотчетное возвращение денег Гульнары Каримой идея о создании такого трастового фонда в самой нашей коалиции выдвигалась. Сейчас стоит вопрос о том, как этот трастовый фонд будет работать. Есть такие риски, что правительство Узбекистана все-таки навяжет свои условия, которые сведут к минимуму требования о прозрачности и подотчетности. Деньги, сворованные у народа, должны быть возвращены народу. В данном случае потерпевшая сторона – это узбекский народ. Кажется, что узбекская сторона хочет прозрачности, но есть опасения, что в этот процесс могут быть вовлечены местные организации, которые не являются независимыми. Мы считаем, что правительство Узбекистана должно дать и местным активистам гражданского общества возможность проводить мониторинг, – говорит Ильхамов «Озодлику».
Как сообщается на сайте МИД Швейцарии, механизм управления фондом состоит из представителей Швейцарии, Узбекистана и ООН. Таким образом, Швейцария и Узбекистан будут полностью вовлечены в процесс возвращения активов.
«Фонд окажет содействие в достижении Целей устойчивого развития в Узбекистане и предоставит финансовые ресурсы для проектов в рамках Программы сотрудничества ООН в области устойчивого развития в Узбекистане (UNSDCF)», – говорится в сообщении узбекского Минюста.
Напомним, что в декабре 2019 года сообщалось о том, что Генеральная прокуратура Узбекистана ведет активную работу с властями Швейцарии, США, Франции, Российской Федерации и других стран над возвратом имущества Гульнары Каримовой, нажитого и вывезенного из страны преступным путем.
Глава базирующейся во Франции Ассоциации «Права человека в Центральной Азии» Надежда Атаева говорит, что в Узбекистане отсутствует система, гарантирующая то, что возвращенные активы Гульнары Каримовой будут потрачены в интересах народа.
51-летняя Гульнара Каримова, которую в свое время всерьез считали возможной преемницей своего отца на президентском посту, признана виновной в хищении государственных средств, вымогательстве, уклонении от уплаты налогов и совершении ряда других экономических преступлений.
Ранее следствие оценивало ущерб, причиненный государству и гражданам из-за действий Каримовой в 1,2 трлн сумов, 1,6 млрд долларов, 26,1 млн евро.
В августе 2015 года Гульнара Каримова была осуждена за вымогательство и уклонение от уплаты налогов, а 18 декабря 2017 года в рамках еще одного дела получила еще десять лет лишения свободы. Сейчас она находится в колонии. Ташкентский городской суд по уголовным делам в марте 2020 года увеличил срок тюремного заключения Каримовой до 13 лет и четырех месяцев по делу дела о создании преступного сообщества, вымогательстве и хищениях. В настоящее время Каримова отбывает наказание в женской колонии под Ташкентом. Власти Узбекистана отвергают утверждение зарубежных адвокатов и детей Каримовой о том, что в колонии на нее оказывают давление и нарушают ее права.
newstaraz.kz