Токаев выступил с данным заявлением 29 апреля на очередной сессии Ассамблеи народа Казахстана с повесткой дня «Единство народа — основа обновленного Казахстана».
Токаев заметил в своем выступлении, что референдум в Казахстане в последний раз проходил в 1995 году, когда утверждалась действующая Конституция. «Затем был принят Конституционный закон “о республиканском референдуме”, который, тем не менее, ни разу не применен на практике. И это несмотря на то, что поправки в Конституцию с тех пор вносились четыре раза. Считаю, что изменение Конституции через всенародное голосование станет яркой демонстрацией народного волеизъявления», — заявил Токаев.
За 27 лет ее существования в действующую Конституцию изменения и дополнения парламент вносил пять раз, затронув более 60 статей.
О необходимости внесения изменений в Конституцию Токаев заявил 16 марта в своем «обращении» к народу. Планируется внести 56 поправок к 33 статьям. Как заявил Токаев, проведение референдума позволит каждому казахстанцу «принять непосредственное участие в решении судьбы страны» и укрепит курс «на всестороннюю демократизацию» и построение «нового» Казахстана.
Эксперты высказывают мнение, что результаты такого референдума предсказуемы. «При полном контроле за Центральной избирательной комиссией и административным ресурсом, результат референдума будет гарантирован так же, как и все прошлые выборы», — написал в своем telegram-канале политолог Димаш Альжанов.
Касым-Жомарт Токаев в 2019 году был объявлен победителем внеочередных выборов, раскритикованных западными наблюдателями. Его предшественника Нурсултана Назарбаева обвиняли в подавлении инакомыслия, злоупотреблениях властью, продлении полномочий через недемократические процедуры.
Критики считают, что предложенные Токаевым инициативы носят косметический характер и не меняют природы автократической системы.
25 апреля работающая над проектом поправок к Конституции группа опубликовала предлагаемые изменения. Они предусматривают воссоздание Конституционного суда, который был упразднен принятой в 1995 году Конституцией; запрещают президенту состоять в политических партиях на период осуществления полномочий, а его близким родственникам — занимать политические или руководящие должности в квазигосударственном секторе; затрагивают работу парламента и избирательную систему. Критику вызвала инициатива, согласно которой за первым президентом остается статус «основателя независимого Казахстана». Многие выступают против того, чтобы экс-президент Нурсултана Назарбаева значился в Основном законе государства его «основателем». Председатель мажилиса Казахстана Ерлан Кошанов заявил, что принятие поправок в Конституцию позволит упразднить конституционный закон о первом президенте, гарантирующий Нурсултану Назарбаеву иммунитет от преследования и неприкосновенность активов.