«Вода — это жизненная сила нашего тела, нашей экономики, нашей нации и нашего благополучия».
Эти слова Стивена Джонсона, известного американского теоретика СМИ и автора научно-популярных книг об истории инноваций и их влиянии на современный мир, можно полностью соотнести со всеми нами — живущими в Республике Казахстан, благополучие которой, пожалуй, на сто процентов зависит от воды и водных ресурсов, стремительно испаряющихся не только из-за климатических изменений, но и ошибочных политических решений.
Пугающие прогнозы
Через восемь лет дефицит воды в Казахстане составит 15 процентов. К 2040 году спрос на воду в нашем государстве вырастет на 50%, а к 2050 Республика может войти в категорию стран, крайне нуждающихся в воде. Это последние прогнозы Всемирного банка.
А вот что предсказывают климатологи. К 2040 году в некоторых странах Центральной Азии нагрузка на водные ресурсы возрастет в 2,8 раза. К 2050-му Сырдарья может обмелеть на 15%, что станет катастрофой для сельского хозяйства государств низовья, к которым относится и наш Казахстан.
Дело в том, что катастрофическая нехватка воды во многом связана с географическим положением Казахстана, расположенного в центре Евразийского континента в сухой степной зоне.
«Казахстан — одна из 14 стран, которые не имеют выхода к морю и океану, а большинство рек являются трансграничными. И по этим причинам на территории Казахстана исторически ощущался дефицит воды. В результате чего и развилось кочевое скотоводство, которое определило культуру, быт и экономику страны, — поясняет заведующий кафедрой метеорологии и гидрологии Казахского национального университета имени аль-Фараби Азамат Кауазов. — Около 50% водных запасов Казахстана формируется за его пределами. Вода в Казахстан поступает из России, Китая, Узбекистана и Кыргызстана. Так сложилось исторически. Кроме того, существуют и другие факторы, из-за которых возник большой дефицит воды. Это изменение климата, рост экономики Казахстана и соседних стран, увеличение потребления во всем мире».
Яркий пример серьезной зависимости нашей страны от водных источников соседних государств — это прекращение Кыргызстаном с 5 августа этого года подачи поливной воды в Казахстан с Кировского водохранилища. В результате в Байзакском, Таласском и частично Жамбылском районах Республики наблюдается острейший дефицит воды, из-за чего под угрозой гибели оказались огромные посевные площади. Но в КР ответили, что в водохранилище вода просто закончилась.
«Глобальная водная стратегия» вездесущего «друга» Казахстана
Положение не просто пугающее, а критическое! Хотя, судя по новостным сообщениям и различного рода административным отчетам, этот вопрос решается самым серьезным образом на Правительственном уровне, и благодаря многовекторной политике Казахстана поддержку в этом нам оказывает наш вездесущий «большой друг и покровитель» — Соединенные Штаты Америки.
В прошлом году США была принята концепция под названием «Глобальная водная стратегия на 2022 — 2027 годы», в которой утверждается необходимость рационального и всеобщего доступа к пользованию водными ресурсами планеты. На ее реализацию выделено более 1 млрд долларов США через Агентство по международному развитию (USAID), которое вкладывает эти деньги в проекты помощи нуждающимся странам с целью формирования политических, правовых и финансовых институтов для создания и регулирования коммерческих рынков водопользования. А по сути, это подготовка лояльных интересам США и коллективного Запада агентов влияния.
Так, например, USAID реализовал проект «Вода, Образование и Сотрудничество» (Smart Waters), в задачи которого входило расширение взаимодействия со странами Центральной Азии в сфере управления общими водными ресурсами. За пять лет реализации в рамках Smart Waters было создано 13 малых бассейновых советов на 8 малых трансграничных бассейнах с целью коллективного решения проблем в управлении водными ресурсами трансграничных рек. Например, два малых бассейновых совета (на реках Аспара и Куркуреу) создано между Казахстаном и Кыргызстаном. Благодаря стараниям USAID более 2800 экспертов по водным ресурсам из региона приобрели ценные навыки по водной дипломатии, водосберегающим технологиям и преимуществу расширения сотрудничества, участвуя в мероприятиях, организованных Smart Waters. Таким образом сформировано огромное количество экспертов, специалистов и управленцев водными ресурсами, раздающих направо и налево советы, активно продвигающих идеи и принципы работы USAID, но абсолютно не решающих проблемы нехватки воды в регионе.
Кстати, в реализации стратегии принимает участие и министерство обороны США, что сразу говорит о том, что эти «далеко идущие планы» реализуются, прежде всего, в интересах Соединенных Штатов, а уже потом, по остаточному принципу и ради «помощи» Казахстану.
Valmont, да не тот
А вот еще один амбициозный проект государственно-частного партнерства от американского инвестора, компании Valmont, по решению проблемы дефицита воды. Мировой лидер в области ирригации предлагает построить в Казахстане эффективную систему распределения и использования водных ресурсов. Джошуа Диксон, вице-президент и генеральный менеджер по международным делам компании Valmont Industries, в интервью журналу Forbes Kazakhstan назвал Казахстан девятой страной в мире по площади, имеющей хорошее качество почвы и низкую плотность населения. По его словам, здесь требуется внедрение процессов автоматизации и механизации в сельскохозяйственном секторе, с чем прекрасно справляются машины Valmont.
«Правительство Казахстана очень поддерживающее, стабильное и хорошо организованное. Замечательная железнодорожная инфраструктура, обеспечение природным газом, что важно для нас и для нашего плана по созданию производства горячего оцинкования. В целом здесь нас тепло приняли, и, вы знаете, у нас много партнеров, которые последуют за нами и будут инвестировать в Казахстан»,
— подчеркнул Джошуа Диксон.
Стоп! Так все-таки Valmont поможет нам в решении проблемы дефицита воды, или будет создавать на нашей земле производство горячего оцинкования? Для тех, кто пока не знает, на каждом этапе цинкования в данном производстве используются многочисленные химические вещества, которые являются потенциально опасными как для окружающей среды, так и для здоровья человека. Окись цинка при избыточном его присутствии в жизненном пространстве человека может вызывать цинковую лихорадку. Поэтому «хорошо организованному» Правительству Казахстана следует сначала основательно подумать о последствиях такого сотрудничества, а уже потом принимать решения о подписании контрактов и начале взаимодействия!
Истинная цель планов США
Кроме того, существует мнение, что, несмотря на острый дефицит пресной воды в странах Центральной Азии, американцы хотят перенаправить водные ресурсы расположенных на этой территории республик в Афганистан, чтобы восстановить там свое влияние, утраченное в августе 2021 года. Судя по кардинальному вмешательству США в жизнедеятельность уже многих государств на нашей планете, и такое может быть!
Но в нашем случае вывод напрашивается один. Американские «друзья» хотят использовать нашу воду, наши земли, и наши ресурсы исключительно в корыстных целях, оставив Казахстан, как в той сказке, у разбитого корыта.