Биртанов: Если выделять больше денег на здравоохранение из бюджета, то придется забирать их у школ или у полиции
С другой стороны Рахим Ошакбаев считает, что 1,5 тысячи тенге в месяц на ОСМС станут для казахстанцев неподъемными.
«Это новый налог. Под видом прогрессивной реформы, вы пытаетесь собрать с миллионов казахстанцев по 1,5 тысячи тенге в месяц в так называемый фонд обязательного медстрахования. Вы называете его страховым фондом, но с точки зрения экономики, на самом деле это не страховой фонд», — сказал Р. Ошакбаев.
«Вы гордо ее почему-то именуете «актуарной». На самом деле там нет ни одного актуарного расчета. И те взносы, которые вы собираете, на самом деле не носят никаких признаков страхового платежа. Они никак не зависят ни от нашего возраста, ни от нашего здоровья, они не зависят от вероятности заболеть и тому подобное. Поэтому это просто платеж. Налог. Поэтому, господин, министр, я призываю вас признаться, что это налог», — указал эксперт.
«Потому что вы новым налогом затрагиваете 7,7 миллионов казахстанцев. Это не только работники, за которых платят работодатели. Это не только индивидуальные предприниматели. Это наиболее социально уязвимы- категории населения. Вы тем не менее настаиваете на том, что они должны платить эти 1,5 тенге. Вы всегда подчеркиваете, что это ничтожная сумма. Я рад за вас, но если вы посмотрите доходы на селе — они очень маленькие. Скорее всего, для большинства плательщиков этого нового налога — эта сумма будет неподъемной», — считает экономист.
«Я считаю, что сегодня каждый казахстанец хочет и имеет право на лучшее здравоохранение. Здравоохранение лучшее, по международным стандартам — это, в первую очередь вопросы качества медицинской помощи и доступности. В настоящее время в системе здравоохранения Казахстана, несмотря на определенные достижения и в принципе медикодемогрфические показатели, которые подтверждает Всемирная организация здравоохранения, улучшаются, вместе с тем есть очень серьезные проблемы. Прежде всего, это вопросы качества медуслуг, на которые наши граждане постоянно жалуются», — пояснил глава ведомства.
«Нет часто специалистов в поликлиниках. Очень часто к ним приходится стоять в очередях. А те специалисты, которые нам нравятся — с высокой квалификацией, они уходят в частный сектор, но частный сектор — это очень дорого. Кроме этого, есть масса проблем, связанная с неэффективным использованием денежных средств, которые в системе бюджетного здравоохранения сегодня выделяются. Поэтому надо посмотреть, собственно, сколько стоит хорошее здравоохранение, если мы его хотим. Сколько стоит европейская медицина. Приведу пример, сегодня в Казахстане совокупные расходы в государстве, и наши с вами, бизнеса и личные расходы составляют порядка 250 долларов на человека в год, тогда как в странах ОЭСР эта сумма составляет порядка 3,5 тысяч долларов в год», — аргументировал министр.
«В развитых странах на здравоохранение выделяется более чем в 10 раз больше денег. При этом мы хотим иметь такое же европейское качество. Поэтому наше глубокое убеждение, что в первую очередь, если мы говорим о будущем, а в будущем мы видим изменение демографии, у нас идет старение населения, увеличение доли количества детского населения, характер болезней меняется, поэтому однозначно мы должны думать о том, где взять больше денег и в первую очередь система ОСМС — она направлена на обеспечение финансовой устойчивости. Нам нужно собирать больше денег на здравоохранение, если мы хотим чтобы оно развивалось», — пояснил Е. Биртанов.
«Вы как экономист должны знать, что деньги в экономике считают не в номинальном выражении, а в отношении к ВВП. Вы предлагаете государству тратить больше денег на здравоохранение. Если мы хотим больше тратить, то нам придется забирать у школ или у полиции, у министерства обороны. Это нереально, поэтому нужны новые источники денег. Поэтому многие страны пришли к тому, чтобы обеспечить рост здравоохранения нужна солидарная ответственность бизнеса и населения. Германия, которая первая начала этот взнос, начала собирать его между Первой и Второй мировой войной, когда в разрухе находились. Страны Восточной Европы начали реформу в 1990-х. Сегодня в той же Польше 40% налоговая нагрузка, из них 9% идет на фонд медстрахования. Считаю, что это нормальная практика, это солидарная ответственность. Это будущее, чтобы собрать достаточно денег», — заключил глава ведомства.