«Чапаны не должны изготавливаться в виде лишнего китча». Историк о лучшем подарке с колоритом
Пока в социальных сетях набирают обороты мемы c актером Николасом Кейджем в казахском национальном костюме, пользователи спорят о значимости чапана в сегодняшних реалиях. Некоторые казахстанцы считают, что национальная одежда теряет свой традиционный облик и смысловое значение. Министр информации и коммуникаций Даурен Абаев заявил, что намерен каждому гостю своего ведомства дарить только чапаны. Корреспондент Tengrinews.kz побеседовала с кандидатом исторических наук Зубайдой Сурагановой об истории казахского чапана и его роли в жизненном цикле казахстанцев.
По словам ученого секретаря Национального музея РК Зубайды Сурагановой, чапан относится к престижных дарам казахского народа. Он не только олицетворял договоренность между сторонами жениха и невесты о предстоящей свадьбе, но и преподносился во время поминальных обедов.
«В рамках похоронно-поминальных традиций у казахов шли значимые формы дарения, как чапаны. То есть само слово «чапан» ассоциируется с большим даром. Например, в рамках сватовства была такая традиция — «айттыру», когда приезжал человек из родовой группы жениха в родовую группу невесты с предложением о браке. Этот посол вручал отцу невесты «каргы бау», взамен получал «шеге шапан», что буквально обозначает «чапан-гвоздь». С этого времени невеста считалась сговоренной — «айттырылган». «Шеге шапан», таким образом, скреплял намерения двух людей. С другой стороны, чапан становился не только подарком, но и штрафной санкцией — «айып», выполнял роль возмещающего дара», — рассказала историк.
Зубайда Сураганова отметила, что чапаны у наших предков были очень простого кроя. Удостаивали в первую очередь гостей, мужчин и женщин преклонного возраста.
«У настоящего казахского чапана крой очень простой. Был парадный чапан с длинными рукавами и повседневный — с более короткими рукавом и длиной, в котором было удобно в седле. Сегодня чапаны зависят от того, как подойдет мастерица к этому делу. Я знаю свадьбы, которые проходят в селах, где вручную сшили 60 чапанов. Такие вещи уже более персональные, качественнее. На продажу же чапаны немного другие», — объяснила спикер.
Ученый секретарь Нацмузея считает, что сейчас в Казахстане наблюдается тенденция «чапанизации». По ее словам, чапаны не должны изготавливаться в виде лишнего китча, дизайн должен быть лаконичнее, менее кричащим. Сейчас, по мнению историка, некоторые чапаны изготавливаются из некачественных материалов, это делает вещь непрактичной.
«На самом деле уже есть такое явление — чапанизация. Каждый волен выбирать дар сам. Мы не можем регламентировать это, с одной стороны. С другой стороны, это ведь замечательно, когда человек в своей жизни практикует традиции. В этом ничего дурного нет. Есть подарочные чапаны, которые буквально являются произведениями искусства. Стоят они очень дорого. Это очень престижные вещи, к которым на самом деле будут относится бережнее и они будут передаваться из поколения в поколение.
Я думаю, нашим ремесленникам, кто занимается изготовлением чапанов, нужно сделать так, чтобы эти чапаны были удобны. Пусть он будет из войлока, яркоокрашенный чапан, но чтобы можно было его дальше использовать в быту, носить как верхнюю одежду. Когда вещь изготовлена в виде лишнего китча или сшита из некачественных материалов, ее невозможно носить. Вроде подарили чапан, а носить некуда, это правда. Думаю, надо повлиять на социально-культурную среду, на тех мастеров, которые изготавливают чапаны. Убедить их в том, что эти вещи не должны быть какими-то кричащими, а очень удобными в первую очередь и красивыми. Это красота должна быть сдержанной, в рамках традиций. Отсутствие лишних финансов приводит к тому, что люди стараются соблюсти традиции, «ырымын жасауга», а какая это вещь, будут ли ее носить, смогут ли ее носить — это уже вторично. Другое дело — это высокая цена за хороший чапан , потому что это большой труд, время, оформление, дизайн. С другой стороны, если бы мастера изготавливали такие вещи, мы были бы обязаны поощрять их художественное производство и, соответственно, покупать такие вещи. Конечно, не каждый может позволить себе покупать такие вещи. Но все-таки желательно было бы эту традицию перевести в художественно-промысловое русло, и тогда эта традиция сохранится. И тогда станет понятно, что такие чапаны нужно дарить по особым случаям», — добавила историк.
Зубайда Сураганова отметила, что чапан является лучшим подарком с этническим колоритом, для зарубежных гостей в том числе. Историк считает, что традиция дарения чапана непременно должна оставаться в жизни современных казахстанцев.
«Думаю, что это очень хорошая традиция. Я за то, чтобы чапан оставался даром для гостей, потому что он имеет этнический колорит, это традиции из глубокой древности. Тот, кто дарит, должен понимать, что вещь должна быть носибельной, удобной, красивой, а не такой, чтобы ее просто повесили в шкаф или передарили», — рассказала кандидат исторических наук.
Автор : Айгерим Абилмажитова
newstaraz.kz