Cнятый с выборов из-за советских купонов кандидат намерен требовать дивиденды
Несостоявшийся депутат актюбинского маслихата Алмаз Жантикенов собирается всерьёз заняться паевым фондом, из-за которого его и исключили из предвыборной гонки.
«Ко мне каждый день обращаются жители областного центра и районов по поводу купонов девяностых. Я отправляю их в «Базис» (Акционерное общество является правоприемником фонда «Актюбинвест». — Авт.). А они, судя по всему, хотят ликвидироваться под шумок. Может, сбежать хотят? С 93 года работала эта фирма, а теперь, вдруг, решили ликвидироваться. Говорят, что доходов не имеют. А если дохода нет, зачем 22 года было сидеть?», — возмущается Алмаз Жантикенов.
По словам актюбинца, вокруг темы купонов возник настоящий ажиотаж.
«В день ко мне звонят 3-5 человек. Много из Алги, Кандагача, Эмбы, Мартука обращаются. С Актобе человек 15 обратилось. Я порекомендовал им в информационный центр Главпочтамта для начала обращаться. Чтобы проверили, состоят ли они в реестре. Некоторые в финпол собираются подавать. Обращаются не только держатели купонов «Актюбинвест», но и «Темиринвеста» и других фондов. Сейчас письмо будем готовить в министерство финансов и в администрацию президента. В банки будем запросы делать. Если я акционер, то имею право спросить, куда отправляли мои дивиденды столько лет», — говорит Алмаз Жантикенов.
В АО «Базис» подтвердили, что держатели купонов действительно в последнее время активизировались. Люди приходят и требуют выплаты дивидендов, которые, по их мнению, должны были накопиться за долгие годы. Однако, с законными держателями ценных бумаг, похоже, особо не церемонятся. Им ясно дают понять, что рассчитывать не на что.
«У нас один миллион с лишним акций, которые распределены по акционерам. В среднем от 10 до 12 — у одного частного лица. Чтобы по одному тенге дать дивидендов, нам нужно как минимум 1 миллион 200 тысяч тенге. Чтобы по 10 тенге дать — соответственно 12 миллионов тенге. По 100 тенге, значит 120 миллионов. Откуда два человека, я и бухгалтер, могут заработать такие деньги?», — объясняет представитель АО «Базис» Ярослав Шумило.
На вопрос, почему же столько лет не закрывали фирму, если доходов нет, в компании пояснили, что существуют определённые сложности.
«Огромное количество вкладчиков и закрыть очень непросто. Некоторые товарищи обижаются на нас, что они не в курсе, когда собрания проходят. Но мы, как положено, даём объявление в газете «Егемен Казахстан» на государственном языке. У нас в уставе написано, что для оповещения о проведении собраний, необходимо дать объявление в республиканскую газету, с тиражом не менее 30 тысяч экземпляров. Что мы и делаем. С остального я ответственность с себя снимаю: кому нужно, тот должен сам интересоваться», — отвечает представитель фонда.
При этом, по словам Шумило, фирма несёт сейчас немалые расходы на содержание, куда входит оплата труда аудиторов и регистраторов. Только подача объявлений обходится в 60 тысяч тенге. Регистратор же, по словам представителя фонда, оценивает свою работу в полмиллиона в год. И это при том, что здесь утверждают о полной убыточности организации.
«Относительно чистого дохода скажу, что у нас убыток в этом году четыре миллиона с копейками. О каких дивидендах может идти речь? И о каком распределении чистого дохода?» — продолжает убеждать представитель фонда.
При этом выяснилось, что прибыль от акций «Актобемунайгаза», которые здесь когда-то приобретали на свой страх и риск, в фонде почему-то решили не вкладчикам выплатить, а вложить в золотые прииски. Причём на довольно странных условиях — без извлечения какой-либо выгоды для держателей купонов.
«По этой прибыли принимал решение совет директоров. Например, на депозит положить, или кому-то отправить в счёт будущего участия. Вот мы и перечисляли, а теперь собрать не можем. В долг дали, а теперь попробуй, найди. Средства давались предприятиям, существовавшим на тот момент. Это было в 2008 году. Например, предприятию, которое занималось разработкой золотоносных руд. Ну и где все эти руды? Теперь мы эти деньги вытащить не можем. Дали на условиях «переуступок». Если в дальнейшем оформим, мол, долю в этом предприятии, вдруг, дивиденды получим с найденного золота. Но это всё оказалось лишь благими намерениями. А как сказано в библии «благими намерениями вымощена дорога в ад», — размышляет Ярослав Шумило.
Сейчас здесь не скрывают, что собираются в ближайшее время ликвидировать предприятие. Очередное собрание наметили на май. Правда, сразу делается оговорка: проводиться оно будет заочно, так как такое количество вкладчиков — 130 тысяч человек — даже местный стадион вместить не сможет. Кстати выяснилось, что совет директоров в фонде возглавляют три пенсионера.
Стоит отметить, что интерес к ПИКам у актюбинцев возник после того, как в прессе выступил бывший кандидат в актюбинский маслихат Алмаз Жантикенов. Актюбинца сняли с предвыборной компании. Одной из причин назвали то, что кандидат не указал в декларации наличие приватизационных купонов 90-ых годов, которые были признаны ценными бумагами.
Ранее сообщалось, что государство не поможет обманутым вкладчикам. Так на депутатский запрос фракции партии «Ак жол» в Мажилисе отреагировал премьер-министр Карим Масимов. В конце марта 2012 года партийцы предложили правительству вернуть приватизированные в 90-е годы прошлого столетия предприятия истинным владельцам, обладателям инвестиционных купонов. Кроме того, депутаты потребовали рассмотреть вопрос о выплате дивидендов владельцам ПИКов. Подумав, в Правительстве сослались на инвестиционные приватизационные фонды, предложив вкладчикам судиться с их правопреемниками.