Доход от аналога «Оңай» в Павлодаре может превысить 26 миллионов долларов
Инвестор готов вложить в создание системы электронной оплаты проезда в общественном транспорте более 4,7 миллиона долларов США.
Инвестор, предложивший транспортным компаниям Павлодара план по внедрению системы электронного билетирования в общественном транспорте, в случае реализации проекта за 15 лет сможет заработать не менее 9,15 миллиарда тенге, передает Today.kz со ссылкой на газету «Звезда Прииртышья». По курсу в 350 тенге за доллар это более 26 миллионов долларов США.
«Примерно 400 контролеров будут работать в автобусах и трамваях Павлодара после внедрения электронной оплаты проезда в общественном транспорте. Так планируют обеспечить тотальный контроль над безбилетниками. Инвестиции в размере 4,7 миллиона долларов готова вложить корейская фирма», — сообщает издание.
План по реализации проекта транспортным компаниям предложила компания Smart kard. Уточняется, что договор предусматривает вознаграждение для инвестора в размере 10,95 процента. Контракт с автобусным парком №1 уже подписан, и по сообщению руководителя компании Куаныша Кабиденова, достигнуты предварительные договоренности с другими транспортными предприятиями Павлодара.
«Времени у транспортников на поиски альтернативы не так много – систему электронного билетирования начнут повсеместно внедрять уже во втором полугодии этого года, а к декабрю в каждом автобусе и трамвае должны стоять валидаторы для безналичного расчета. Таково решение городских властей, которые вносят это требование в обновленные договоры на оказание услуг по перевозке граждан», — пишет газета.
В качестве примера успешного внедрения подобного оборудования Кабиденов приводит систему «Оңай», которая действует в общественном транспорте Алматы. Цели такие же – обеспечить прозрачность в сфере пассажирских перевозок и усовершенствовать сервис. Валидаторами планируют оснастить как большие автобусы, так и маршрутки. В городе сейчас около 165 автобусов, 70 трамваев и 240 маршрутных такси.
«В Павлодаре мы планируем вывести 30-35 процентов прибыли из теневого дохода. Получается, что перевозчики остаются в большом плюсе. Даже если вычесть 11 процентов маржи Smart kard из общего обновленного дохода, то остается уж точно не меньше того, что они получали прежде», — подчеркнул Куаныш Кабиденов.
Доля казахстанских инвестиций составит 65 процентов, а остальные 35 процентов вкладывает партнер из Южной Кореи, который является производителем всего оборудования. Программное обеспечение тоже южнокорейское. Техника адаптирована к резко континентальному климату Казахстана и рассчитана на перепады температур от 40 до минус 40 градусов по Цельсию в самом автобусе.
Предметом критики со стороны представителей автобусных парков является то, что расторжение договора предусматривает штрафные санкции. Контракт рассчитан на 15 лет, а вероятность выхода транспортных компаний из проекта по причине завершения срока действия их обязательств перед городом высока.
«Если у перевозчика закончился срок оказания услуг или он повторно не выиграет тендер на обслуживание маршрутов, мы бесплатно демонтируем оборудование и поставим его на транспорт той фирмы, которая этот конкурс выиграет. Если в одностороннем порядке перевозчик решил сменить род деятельности, то у нас есть пункт, который предусматривает штрафные санкции», — объяснил глава Smart kard.
Уточняется, что договор составлен таким образом потому, что инвестиции осуществляются без гарантий банков или государства. Стоимость электронных карт для населения составит 350 тенге, а льготники получат их бесплатно. Кроме оборудования для электронной оплаты за проезд в автобусах установят и камеры видеонаблюдения. Четыре камеры позволят наблюдать за водителем, чтобы он не брал наличных денег, отслеживать ситуацию в салоне и вести регистрацию движения в потоке. Также система обеспечит прозрачность в сфере оплаты труда сотрудников автобусных парков.
«Например, один из крупнейших перевозчиков нашего города – «Павлодарский автокомбинат» вообще не платит ни кондукторам, ни даже водителям. Они наняты здесь как индивидуальные предприниматели», — уточняет издание.
По информации чиновников, в течение суток общественный транспорт Павлодара перевозит в среднем 126 тысяч человек. В то же время, анализ Научного института транспорта и коммуникаций показал, что ежедневно общественным транспортом пользуются 294 тысячи горожан. Авторы материала подсчитали, что ежедневная выручка при таком количестве составляет около 15,27 миллиона тенге. В случае, если система Smart kard будет внедрена, то инвестор ежедневно сможет зарабатывать 1,67 миллиона тенге.
Напомним, впервые в Казахстане система электронной оплаты за проезд в общественном транспорте была внедрена в Алматы в январе. Аким Бауржан Байбек заявил о том, что внедрение системы «Оңай» позволит вывести из тени семь миллиардов тенге. По состоянию на 2 февраля выручка за проезд в автобусах, где установлены устройства электронной оплаты, превысила 683 миллиарда тенге, а выручка за февраль по состоянию на 1 марта составила более 1,07 миллиарда тенге.
24 января стало известно, что в мае 2016 года система электронного билетирования будет внедрена и в Астане. Об этом сообщил аким Адильбек Джаксыбеков.
newstaraz.kz