Новости на Newstaraz.

Эксперт: Китайцы могут создать в Казахстане бензиновый голод

newstaraz.kz

Редакция NUR.kz попыталась разобраться, что же творится на бензиновом рынке страны

Цены на бензин не растут только благодаря доброй воле предприятий с китайским участием

Экономический обозреватель Денис Кривошеев считает, что сегодня казахстанский рынок нефтепродуктов зависит только от доброй воли совместных предприятий с китайским участием.

«Исходя из имеющихся сведений и вопреки заключенных договоров о недропользовании, в которых компании обязуется продавать на внутренний рынок не более четверти добытой нефти, сегодня львиная доля уходит на внутренний, казахстанский рынок», — считает эксперт.

По его данным, в 2015 году более четырех миллионов тонн нефти или 90% всего объема переработки ушло на ТОО «Петро Казахстан Ойл Продактс», известный как Шымкентский НПЗ, где акционерами также является китайская компания — «Китайская Национальная Нефтяная Корпорация».

«Павлодарский НПЗ получил в прошлом году 4,2 миллиона тонн, что составило 87% от всего объема. Даже Атырауский завод, загружается частично за счет совместных казахстанско-китайских компаний. Более 700 тысяч тон было отправлено на переработку, что составило более 15% от общей загруженности предприятия. В целом, объем поставки нефти на внутренний рынок этими компаниям составил в 2015 году 56% от всего уровня добычи. В апреле 2016 года, в связи с высокой потребностью, компании оставляли уже 73%, в мае планируется примерно столько же, — отмечает Денис Кривошеев.

Поставка сырья другими компаниями существенно ниже, около трети. Суммарно, в 2015 году в общем объеме переработки нефти на 3-х НПЗ РК доля нефти, поставляемая казахстанско-китайскими компаниями, составила 63%. Остальные добывающие предприятия, работающие на территории Казахстана, не принимают существенного участия в заполнении внутреннего рынка. В частности, Tengizchevroil и Karachaganak Petroleum Operating, отправляют нефть по контрактам только за рубеж. Считается, что существующая цена на топливо не конкурентоспособна и смысла работать с казахстанскими НПЗ нет.

Таким образом, получается, что, если совместные казахстанско-китайские компании будут следовать норме заключенных контрактов и сократят объемы поставки на казахстанские заводы хотя бы до уровня 2015 года, то стране может грозить бензиновый голод. Казахстан и так потребляет топлива на треть больше, чем может произвести. Отечественные НПЗ на полной мощности производят чуть больше двухсот тысяч тонн АИ-92 в месяц, потребителю нужно около трехсот тысяч тонн. Треть объема покрывается за счет России, но и тут нас могут ждать проблемы, заводы, что традиционно поставляют бензин в Казахстан, готовятся встать плановый ремонт. Орский и Башкирский заводы уже стоят. Сызрань, Самара, Омск остановиться в конце мая начале июне», — поясняет он.

В связи с этим, по мнению эксперта, остается только уповать на приверженность китайских партнеров социальной ответственности. Ждать этого от других игроков рынка не приходится. КМГ, в случае отказа поставлять на внутренний рынок нефть казахстанско-китайскими СП, заместить их объемы будет не в состоянии.

«В конечном итоге, работать в убыток себе заставить никого нельзя. Государство стоит перед выбором, идти вслед за Россией и повышать цены до сложившегося рыночного уровня в 50 центов за литр, что бы Tengizchevroil и Karachaganak Petroleum Operating увидели хоть какую-то рентабельность и перенаправили объемы на внутренний рынок, поднять цену до 135-140, локализовав убытки и поддержать «китайское терпение». Есть еще один вариант, продолжать стоять на своем, вопреки здравому смыслу. Однажды мы уже видели последствия подобного уровня упрямства. Обошлось это в сорок миллиардов долларов за два года и потерянной промышленностью», — заключает Денис Кривошеев.

Повышение цен на ГСМ на внутреннем рынке является неминуемым

Нефтегазовый аналитик Олжас Байдильдинов также уверен, что цены на ГСМ должны быть выше.

«В ноябре прошлого года я сделал прогноз и детальные расчеты, что справедливая цена Аи-92 в РК должна составлять около 180-200 тенге за литр. Во-первых, в конце года были повышены тарифы на переработку нефти на казахстанских НПЗ. Это повышение не сказалось на ценах, потому что может носить отложенный характер. В теории это должно было привести к росту цен на 4-7 тенге за литр. Однако, модернизация наших НПЗ все же отразится на ценах — через несколько лет, поскольку заводам придётся погашать привлечённые займы с процентами (причём в валюте). Вторым фактором является конечно произошедшее событие на финансовом рынке, которое явилось последствием снижения цен на нефть. Эти оба события вкупе влияют и на топливный рынок Казахстана. Поясню: когда были высокие цены на нефть они позволяли казахстанским недропользователям поддерживать внутренний рынок достаточно низкими ценами

А он (наш «рынок») всегда был в некотором смысле дотационным и регулируемым государством в лице различных уполномоченных государственных органов. Но сейчас оба события — снижение цен на нефть и падение тенге — вызывают необходимость повышения цен на ГСМ. Собственно говоря, сейчас ничего не мешает поставщикам, трейдерам и сетям АЗС повысить цены для конечных потребителей — ведь цены на внутреннем рынке для ряда нефтепродуктов уже отпустили в «свободное плавание», то есть преданного государственного регулирования предельных розничных цен уже нет», — отмечает эксперт.

Аналитик напоминает, что если вспомнить, то глава Минэнерго при объявлении этого решения говорил о возможной цене в 145-150 тенге за литр.

«То есть на тот момент эта цена обеспечила бы некоторый баланс интересов государства, участников рынка и потребителей. При расчете цены в долларовом эквиваленте — наша цена составляет около 36 центов, что является низкой цене в мировом масштабе. Даже при обращении к нашим любимым нефтедобывающим странам Персидского залива — там тоже сократили субсидии внутренних цен, а они во всех нефтедобывающих странах, включая и Казахстан, являются дотационными. Повторюсь: высокие цены на нефть помогали поддерживать эти субсидии — при снижении мировых цен и снижении добычи нефти в Казахстане повышение цен на ГСМ на внутреннем рынке является неминуемым. Это лишь вопрос времени и «глубины». В целом, на мой взгляд, нужно усилить информационную работу, чтобы объяснить гражданам — статус нефтедобывающей страны и цены на ГСМ — это разные экономические категории. Мы должны бережно относиться к нашим ресурсам, поэтому, возможно, рост цен заставит нас задуматься о переходе на более экологические и экономичные авто. Как раз поддержка этого сектора сейчас и происходит (льготное кредитование)», — в заключение отмечает аналитик.

Источник: Nur.kz



Винтоверт DeWalt PowerStack DCF850E1T-QW АКБ и ЗУ в комплекте

newstaraz.kz
Вам также могут понравиться

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

newstaraz.kz

where to buy viagra buy generic 100mg viagra online
buy amoxicillin online can you buy amoxicillin over the counter
buy ivermectin online buy ivermectin for humans
viagra before and after photos how long does viagra last
buy viagra online where can i buy viagra
Translate »