Эксперт: Транзит власти в Казахстане чреват распадом страны
Тема транзита власти в Казахстане остается топовой не только в стране, но и за ее пределами. Стремительно меняющаяся ситуация требует изменения системы. Конкуренция элит в Казахстане обостряется. А это может привести к необратимым процессам, вплоть до распада республики на несколько частей. О возможных вариантах рассказал EADaily директор Центра политических технологий «ПолитКонтакт» Андрей Медведев.
В Казахстане продолжают обсуждать варианты транзита власти. Как бы Вы оценили этот процесс?
Варианты разные. Один из них — передача верховной власти от президента Нурсултана Назарбаева в руки «коллективного руководства» в надежде на то, что «коллективному разуму» удастся сохранить ее на переходный период и окончательно передать в руки нового «лидера нации». Надо сказать, процесс идет тяжело.
Редко, кто сегодня конкретно представляет, какое внешнее воздействие оказывается на процесс транзита власти, мало кто понимает, насколько внешние и внутренние интересанты способны учитывать последствия своих действий, и, мне кажется, сегодня вообще никто не знает, не задумывается и даже не пытается задуматься о реакции массовых социальных групп Казахстана на происходящие перемены и о реальной способности ведущих политических игроков внутри и вне Казахстана оказывать влияние на формирование массовых настроений. Пока ситуация в Казахстане воспринимается через призму информации официальных каналов и общий фон внешнеполитической конъюнктуры, сформированной далеко не всегда отражающей реалии пропагандой, типа в «Багдаде все спокойно». Но это, к сожалению, давно не так.
И дело даже не в том, что появление нового единоличного лидера из состава «коллективного руководства» будет непростым делом, сопровождающимся высоким уровнем недоверия между основными участниками «ролевых игр», а в том, что уже ни нынешняя власть, а тем более ее коллективный преемник в ближайшей перспективе не смогут справиться с разрастающимся внутриполитическим (в основном внутриэлитным) и социальным кризисами, так как уже утрачен контроль над реальным положением дел и ходом их дальнейшего развития.
Даже взаимоотношения внутри кланов, возглавляемых Даригой Назарбаевой, Тимуром Кулибаевым, Каримом Масимовым, Ахметжаном Есимовым, Кайратом Сатыбалды, Алией Назарбаевой, Булатом Утемуратовым и другими, наиболее близкими к нынешнему президенту, легко вывести из кажущегося равновесия. Тем более, что список казахстанских кланов, располагающих как достаточными финансовыми возможностями, так и политическими амбициями, далеко не ограничивается перечисленными выше. В силу политэкономических особенностей государства Казахстан, которые, увы, во многом не подвластны субъективным представлениям или заблуждениям. Поэтому, на мой взгляд, ожидать, что транзит власти в Казахстане произойдет также относительно спокойно, как в Туркменистане и Узбекистане, слишком самонадеянно. Для меня одним, но не единственным из косвенных признаков этого является увеличившийся поток миграции из Казахстана. Даже его не количественные, а качественные показатели.
Что Вы считаете причиной ухудшения ситуации?
Сегодня мы отчетливо наблюдаем, как в Казахстане продолжается динамичное снижение уровня жизни населения, а также очевидное сокращение возможности государства его поддерживать. Государственный аппарат быстро слабеет, в элите не только нет единства, но по нарастающей ожесточаются внутриэлитные войны, которые приведут, по всей видимости, к краху нынешней политической системы.
Пока еще Казахстан обладает достаточно мощной финансовой подушкой безопасности, однако мы видим, как неэффективно расходуются, а зачастую просто разворовываются государственные средства, и становится очевидным, что с такими темпами никаких средств из бюджета или Национального фонда не хватит в условиях отсутствия реально, а не на словах работающих инструментов стимулирования экономики.
Выход?
В этих условиях основным способом выживания правящей элиты является закручивание «внутриполитических гаек», в результате которых оппоненты ограничиваются не только в свободе передвижения (в виде заключения), но и лишаются имущества. Но этот инструмент, как известно, является средством, имеющим естественные ограничения. Особенно по мере увеличения количества тех лиц, которым терять нечего.
Даже в условиях закручивания гаек чиновники и менеджеры структур, имеющих доступ к государственному бюджету, в преддверии грядущих перемен стараются «напоследок» ухватить побольше, а рост размеров взяток говорит в пользу низкой эффективности административных усилий заставить их соблюдать нормы морали и законы.
Кто на ваш взгляд, может стать «лицом коллективного руководства»?
Анализ открытой информации, касающейся транзита власти в Казахстане, указывает на то, что основной сценарий будет разыгрываться вокруг племянника нынешнего президента Самата Абиша, ныне являющегося первым заместителем председателя Комитета национальной безопасности, который и будет являться «лицом коллективного руководства» на переходный период. По этому поводу проведены и необходимые внешнеполитические шаги, не всегда публичного характера, но как бы анонсирующие наибольшую вероятность подобного сценария.
Однако, на мой взгляд, внешним акторам, имеющим в Казахстане как политические, так и экономические интересы, было бы весьма близоруко иметь в виду в качестве единственного сценария только этот, неформально анонсированный действующей властью.
Да, но в Казахстане довольно сильные элитные группы и между ними существует баланс…
Напротив, внутриэлитные отношения в Казахстане продолжают оставаться весьма динамичными, а существующий сегодня условный «статус-кво» — понятие зыбкое. Например, попытки переформатировать свою элитную группу со стороны старшей дочери действующего президента, сыновья которой растут и смогут в будущем иметь собственные политические амбиции, находится под повышенным вниманием иных дружественных кланов. При этом обращает внимание стороннего наблюдателя факт, что по некоторым вопросам взаимоотношения «команды» старшей дочери и председателя КНБ нуждаются в посредниках: то есть в «стрелочнике» — на случай, если что-то пойдет не так. Вряд ли в этой «почетной» роли увидит себя Кайрат Боранбаев (один из 50 богатейших людей страны, состоит в родственных отношениях с президентом Назарбаевым — прим. EADaily) в том момент, когда придется договариваться о распределении ранее выведенных активов, например, в Малайзию, ОАЭ, Гонконг. Когда подобного рода «темы» появляются в публичном пространстве, несмотря на то, что по поводу локализации «шлейфа от панамского досье» в целом удалось договориться, это ничего хорошего не сулит будущему «коллективному руководству».
В последнее время не проходит ни одного дня, чтобы в информационном пространстве внутри Казахстана не появилось новое сообщение, указывающее на отсутствие единства внутри элиты из ближайшего окружения действующего президента. Можно только догадываться, что ежедневно творится в непубличном пространстве…
Казахстан неоднороден, а сегодняшнее социально-экономическое положение за пределами Астаны, и даже в Алма-Ате настолько неоднозначное и имеет усилившиеся за короткое время четкие региональные различия, что уповать в столицах государств-интересантов на то, что нынешний президент и его ближайшее окружение всесильны — более чем наивно. Но можно потирать руки и смотреть на календарь в ожидании «раздрая». К сожалению, для внешних наблюдателей данная оценка видится однозначной, как аксиома, не требующая обсуждения. Тем более, что желающих возложить на Назарбаева вину за (в качестве примера — СРП по Кашагану, согласно которому не инвесторы, а Казахстан несет убытки за просчеты в проекте) украденное «светлое будущее», обещанное и дорого пропиаренное за счет налогоплательщиков, много. А желающих отобрать у его родственников и близких активы — еще больше.
Запуск данного сценария неминуемо приведет к распаду Казахстана на несколько полукриминальных частей, со своими «конституциями и понятиями о революционной целесообразности». По крайней мере, очень настораживает информация, широко обсуждаемая в социальных сетях о том, что в Казахстане начали активно формироваться новые (условно сегодня — фактически в будущем) ОПГ во главе с руководителями областных и районных административно-территориальных образований, которые в целях «накачивания собственных финансовых мускул» усилили внеэкономическое давление на местный бизнес. Именно этот сценарий должен весьма настораживать внешних акторов, в том числе и тех, безопасность которых напрямую зависит от состояния Казахстана после окончания «ЭКСПО-2017».
Центральноазиатская редакция EADaily