Эксперты назвали два варианта развития Алматы
Коллаж NUR.KZ
Министерство национальной экономики Казахстана планирует, что через несколько лет все города страны поделятся на три уровня. Какое место займет Алматы и что станет с городом лет через 10, рассказали эксперты и чиновники, пишет «Время».
По мнению специалистов министерства, небольшие города, такие, как Зыряновск или Риддер, из-за непрекращающегося оттока населения могут превратиться в «призраки».
Рост и развитие прогнозируют Семею, Туркестану и некоторым областным центрам. А вот Алматы, Астана, Шымкент и Актобе со временем превратятся в города-агломерации, «захватив» прилегающие населенные пункты и территории.
К 2030 году население Алматы вырастет до 3,5 млн человек. В зону притяжения войдут города Талгар, Есик, Каскелен, Капшагай и прилегающие к ним поселки.
Эксперты же считают, у Алматы есть всего два варианта развития. Вернее, если будут провален первый, то наступит второй вариант.
Так, по самым оптимистичным прогнозам южная столица станет крупной агломерацией с тремя центрами, каждый из которых будет полноценным, самодостаточным и комфортным для проживания, здесь не будет гетто и отшибов.
По словам директора Центра урбанистики АО «Центр развития города Алматы» Натальи Ливинской, сейчас все концентрируется на стыке Алмалинского и Медеуского районов. Необходимо создать еще два крупных центра: в Бостандыкском районе и в нижней части города. Построить там социально значимые объекты — школы, больницы, банки, культурные и спортивно-развлекательные объекты.
Худший сценарий развития Алматы предполагает, что дисбаланс городских районов возрастет: деловой центр города будет противостоять спальным окраинам.
Алматы станет городом для машин с предельным уровнем загрязнения воздуха. Горожане будут страдать от аллергий и заболеваний дыхательных путей, а затем начнут массово уезжать.
Дизайнер и PR-менеджер бесплатного мобильного приложения для мониторинга состояния воздуха AUA (Almaty Urban Air) Анель Молдахметова считает, что если в Алматы не изменится сеть общественного транспорта, то количество автомобилей будет расти, что в итоге приведет к тому, что передвигаться пешком по городу станет опасно для здоровья.
«Мы можем прийти к тому, что люди начнут оставлять высокооплачиваемую работу, бросать дома и уезжать из Алматы только потому, что здесь нечем дышать», — говорит она.
Также, по мнению Анель, в городе стремительно уменьшается количество архитектурных объектов. Такими темпами город скоро потеряет привлекательность для туристов, и никто не будет сюда приезжать.
«Нужно очертить какую-то зону старого города, где будет запрещен снос зданий, и разработать методологию реконструкции старых домов», — считает Молдахметова.
Председатель Союза архитекторов Алматы Сергей Мартемьянов поддержал мнение многих коллег о том, что мегаполис расширять не надо.
«У нас не такая высокая плотность населения, чтобы кому-то не хватало места, нет для этого никаких природных или экономических показателей», – считает он, отмечая, что города-агломерации с огромным количеством населения становятся неуправляемыми.