Историк: Тои превратились в «ярмарку тщеславия» (фото, видео)
Историк и публицист Бахтияр Албани рассказал, что той для казахов был одним из инструментов объединения нации.
Казахи не отмечали дни рождения, считалось отрицательным вести счет годам по единицам. Возраст измерялся 12-ти годичным циклом – мушел, согласно восточному календарю, 12 лет, 24 года, 36 лет и так далее. Сейчас этот календарь называют китайским, хотя в Китае он был принят гораздо позднее, чем у группы алтайских народов, в эпоху одной из первых императорских династий Чжоу.
Казахские поминки – это не то, что делается сейчас, особенно по известному и достойному человеку. В честь него устраивали большие асы. Такие поминки становились большим праздником. С древности, еще до ислама, казахи не относились к смерти отрицательно, как к исчезновению и уходу в небытие, но как переходу в другое измерение, в следующую жизнь, которая находится за могилой. Культ предков-аруахов остался у нас не смотря на его строгий запрет в исламе.
Поминки для казахов были днями единения с предками, единения родственных племен и родов. Дух старейшины рода, или героя приводил его соплеменников в одно место и время. Поминки сопровождались скачками, кокпаром, борьбой, соревнованиями акынов, раздавалось много ценных подарков, действие шло по нескольку дней и по сути являлось фестивалем.
Приезжало много родственников, со всех краев. Кто-то приезжал, кто-то уезжал. Одной из функций тоев было общение и укрепление родственных связей.
В казахской национальной традиции есть важный момент – на все праздники приезжали с детьми, присутствовали все поколения, казахский той всевозрастной праздник.
Таким образом объединялись поколения ушедших на тот свет, старейшин, взрослых, молодых и юных, детей и совсем еще младенцев.
На тои приезжали и кормящие матери, так казахи с младых ногтей узнавали свою многочисленную родню. Можно сказать, той – это казахская «духовная скрепа».
На тоях жыршы (сказитель – ред.) пели под инструментальный аккомпанемент древние сказания и легенды.
Их слушали, запоминали и каждый знал историю своего рода, племени, историю их появления и отношений между собой. Из этого знания и складывается нация.
Свадебный той казахов – сложный и длительный ритуал. Но прежде нужно знать, что женились не отдельные люди, а связывались целые рода.
Брак для кочевника – это прежде всего военно-политический союз.
Да и жених с невестой ощущали себя как кольцо в кольчуге, неразрывно связанными со своим родом.
Теперь отношения между казахами изменились. А раньше браки заключались родителями будущих супругов, часто еще до их рождения.
У казахов есть поговорка – «Киеу жуз жылдык, куда мын жылдык» — (Муж на сто лет, сват на 1000 лет – ред.).
Однажды я ради интереса насчитал среди 35 гостей, с которыми я сидел за одним столом, представителей 8 родов.
Сначала к будущим сватам ездят родственники жениха со своими предложениями и подарками. Далее шло «тайное» знакомство молодых. Подружка невесты передавала послания от девушки к парню.
Любовь была, но не в другом понимании, отношения выстраивались годами и поэтому разводы случались очень редко. Теперь же бывает «любовь с первого взгляда», которая вянет так же быстро, как и расцветает.
Вместо алкоголя на тоях в огромных количествах пили кумыс. В качестве емкости использовали саба, сшитые из верблюжьих шкур, они были настолько большие, что их ставили на тележки. Крепость кумыса зависит от числа дней выдержки, конечно кумыс опьяняет, но совсем не так как спиртные напитки.
Посланник короля Людовика Французского Гильом де Рубрук писал о поездке в ставку хана Бату, правившего Золотой ордой, что «кочевники, напившись кумыса распевают песни».
До непристойностей не доходило, и не могло дойти, так как на тое были родственники, которые не позволят позорить свой род. В крайних случаях опозорившего свой род изгоняли, и человек становился деклассированным элементом, бомжем по-современному.
Узун кулак (людская молва-ред.) разносил эту новость по всей степи, и когда у человека спрашивали шежере (род-племя ред.), получалось нечто вроде базы данных в которую ввели ИИН. Казахам не обязательно знать членов всех родов лично, они знали их через глав родов и рядовых родственников.
После тяжелых политических и военных потрясений национальные казахские обычаи были во многом утеряны из-за нарушения традиционных общественно-родовых отношений, и теперь той деградировал и превратился в «ярмарку тщеславия».
На тоях теперь стреляют салюты – деньги на ветер, заказывают певичек и певцов, появилась целая индустрия той-шоу-бизнеса.
Удручает, то, что казахи извратили само понятие тоя, это прежде всего общение с ближней и дальней родней, а не развлечение не понятно с кем.
Из-за кредитно-потребительского отношения к жизни начали брать на тои кредиты, только для того, чтобы пустить людям пыль в глаза и показаться круче чем есть. Непомерные траты никогда не приветствовались у казахов, тем более если эти траты сделаны в долг.
Настоящий той не ведет к убыткам, гости не ехали с пустыми руками, сватам везли ценные подарки, одежду, меха, скот, украшения, деньги и многое другое. По сути это был общий праздник, в который вкладывались все участники.
Раньше было другое отношение к жизни вообще и к родственникам в частности. Казахи вкладывали не свое имущество, а в отношения между собой, скот может сдохнуть, материальные ценности могут сгореть, или быть похищенными, в общем случиться форс-мажор, а отношения портятся только по вине самих людей.
Теперь случаются и совершеннейший уят, в виде разнузданных танцев агашек и татешек, но это случаи из ряда вон, эксцессы, которые слава Богу не стали правилом, как говорится водка виновата. В общем же осталось понимание, что той – это сакральное действо.
Историк, публицист Бахтияр Албани
Особенностью казахских тоев являются длинные пожелания, которые теперь превратились в тосты. Их ругают за нескончаемость, мол больше времени уходит на них, чем на собственно само веселье. А зря, тогда звучат самые искренние, а главное мудрые слова, удивительные слова, их нужно хотя бы запомнить, смысл их может дойти через годы, когда придет достаточная зрелость.
newstaraz.kz