Казахстанские пищевики поднимают цены
Цены на продукты питания от казахских производителей в 2016 году выросли значительнее, чем на импортную продукцию, сообщают специалисты finprom.kz.
Производители продуктов питания не смогли удержать цены под воздействием свободно плавающего обменного курса — в 2016 году уровень увеличения цен производителей существенно превысил темпы в 2015 году, когда произошла одномоментная девальвация.
В январе-декабре 2016 года цены пищевиков увеличились на 17% по сравнению с уровнем 2015 года, учитывая эффект инфляции. Напомним, что в 2015 году уровень роста цен составил всего 4,6%.
Главный удар пришелся по местным потребителям и покупателям продукции из стран вне СНГ. Для казахстанского рынка стоимость продуктов питания, произведенных местными предприятиями, выросла на 17,6%. Цены для рынков вне СНГ казахстанские пищевики увеличили в 2016 году на 15,3%.
При этом гораздо менее существенно казахстанские производители увеличили цены для покупателей из стран СНГ — всего на 7,4%.
Рост конечных цен на продукцию последовал после соответствующего удорожания стоимости производства. В частности, существенное давление было оказано со стороны удорожания приобретения основных средств производства. В 2016 году сырье и оборудование для пищевой промышленности подорожало сразу на 33% против роста на 6% в 2015 году.
Из-за сильного ослабления курса тенге сильнее всего выросли цены поставщиков извне — стоимость продукции производственно-технического назначения от предприятий стран СНГ выросла на 42,5%, стран вне СНГ на 56,4%.
Местные поставщики оборудования и сырья для казахстанских производителей продуктов питания старались удержать рост цен — увеличение составило 21,7% в 2016 году.
Казахстанский рынок пищевой промышленности под давлением роста стоимости производства и падения реального покупательского спроса стараются удержать темпы увеличения выпуска продукции. В 2016 году производители продуктов питания нарастили выпуск на 3,9% в физическом объеме.
Однако, удержать рост им удается довольно дорогой ценой — количество активных участников рынка сократилось в 2016 году на 11% до самого минимального уровня за последние 5 лет.