Мамытбеков возмутился необоснованным завышением цен на продукты
По мнению главы министерства сельского хозяйства РК Асылжана Мамытбекова, завышенные цены на прилавках магазинов и рынков являются результатом заговора подпольных монополистов.
Руководитель ведомства считает, что сотни мелких фермерских хозяйств не могут пробиться на рынок из-за ого, что им попросту не дают продавать овощи и фрукты по доступным населению ценам, сообщает КТК.
Как с этим бороться, в минсельхозе не знают – у ведомства нет полномочий определять ценообразование. Кроме того, выяснилось, что в любой момент на рынках может подорожать и мясо – причем в этом случае виноватыми окажутся покупатели из Китая.
«Огурцы, выращенные в теплицах Южного Казахстана, местные производители не могут продать даже за 500 тенге. А здесь за килограмм просят 1,5 тысячи. Это при том, что себестоимость транспортировки одного килограмма продукта бизнесменам обходится в 20 тенге. Такая огромная разница в ценах появилась из-за того, что на рынке существуют подпольные монополисты, для которых низкие цены на прилавках просто невыгодны», – комментирует Мамытбеков.
Повлиять на работу этой «овощной» мафии минсельхоз не может – вопросы ценообразования не входят в компетенцию ведомства. Министру лишь оставалось призвать участников рынка к честной конкуренции.
Но оказалось, что на стоимость продуктов влияют не только подпольные воротилы. Например, внезапно может вырасти и цена на мясо, если соседний Китай вдруг решит закупать говядину и конину в Казахстане.
«Цены на внутреннем рынке в режиме открытой экономики, конечно, привязаны к внешним. Но однозначно сказать, что, если китайцы захотят покупать мясо по 10 долларов, наши ценники взлетят вслед за ними, я не могу. Здесь многое будет зависеть от времени года и от общего количества экспорта», – сказал главный сельскохозяйственник страны.
По словам министра, в стране буквально нет отбоя от желающих поставлять мясную продукцию в Китай. Один из таких энтузиастов – Максут Бактибаев. Не так давно он возглавлял в минсельхозе департамент животноводства. Потом его осудили за взятку и приговорили к трём годам условного лишения свободы.
Судимость карьере экс-чиновника почти не помешала – теперь он возглавляет Мясной союз.
«Это общественная организация, которая создана сельхозпроизводителями, которые занимаются мясным бизнесом», – заявляет Бактибаев.
В том, что отечественная продукция может пользоваться успехом за рубежом, уверен и первый вице-премьер Бакытжан Сагинтаев. По мнению чиновника, нужно активнее развивать халал-индустрию, причем самостоятельно, без помощи государства.
«Когда денег много, субсидии раздаем, а результатов нет – никто не считает, что получаем взамен. Сейчас время настало, когда при минимальных деньгах мы должны хорошую работу провести и получить результаты и ту продукцию, которая так необходима», – уверен Сагинтаев.
Сейчас главная задача казахстанских аграриев – нарастить экспорт зерна в Китай и Иран. Уже сейчас с Пекином заключили соглашение о поставке полумиллиона тонн пшеницы.
В ближайшее время в Казахстане изменится система выдачи льготных кредитов на развитие сельского хозяйства. Бизнесмены-аграрии теперь сами будут определять, на что лучше направить государственные деньги.
newstaraz.kz