Масимов: Период высоких цен на нефть был для Казахстана «нирвана тайм»
Карим Масимов. Фото: bnews.kz
В беседе с директором-распорядителем Международного валютного фонда Кристин Лагар премьер-министр Казахстана Карим Масимов назвал годы высоких цен «нирвана тайм» для Казахстана, передает ИА Новости-Казахстан со ссылкой на слова министра финансов РК Бахыта Султанова.
По словам главы минфина, единственной возможностью для Казахстана пережить следующие экономические кризисы является проведение структурных реформ.
«Говоря конкретно о Казахстане, мы действительно оказались в сложной ситуации, когда наша доходная часть, флагманы нашей экономики очень сильно привязаны к ценам и спросу на мировых рынках. К сожалению, отсутствие в предыдущие годы действенных мер по диверсификации экономики, этому способстовали в том числе и высокие цены (на сырье — ред.)», — сказал Султанов на сессии «Глобальный и региональный экономический контекст: конец супер цикла сырьевых цен?» Астанинского экономического форума.
«Наш премьер-министр на встрече с МВФ (во вторник премьер-министр Казахстана Карим Масимов провел встречу с директором-распорядителем Международного валютного фонда Кристин Лагар — ред.) назвал это «нирвана тайм», — добавил он.
По словам Султанова, это повлияло на то, что для бизнеса и для предпринимательской активности в экономике сложились два крупных центров притяжения: с одной стороны бюджет, с другой — нефтегазовый и горнорудный сектор. Последние два в случае падения цен автоматически «проседают», «проседают» автоматически доходы бюджета и «проседает» вся экономика.
«Одновременно у нас с предыдущего кризиса пришли проблемы в финансовом секторе — высокий уровень долларизации, низкий уровень доверия к финансовой системе и соответственно у нас происходит не смягчение монетарной политики, а наоборот ужесточение. И одновременно мы пришли к необходимости сокращения фискальных возможностей и соотвественно единственным подспорьем или возможностью здесь оказались наши резервы в нашем национальном нефтяном фонде», — сказал Султанов.
Он заметил, что если в 2009 году Казахстан «плавно» приземлился до 1% роста экономики, то в первом квартале этого года наблюдается «некоторое снижение показателя».
«Мы принимали антикризисные меры, включили программу «Нурлы жол»… В 2009 году мы запустили программу индустриализации, а в прошлом году главой государства была инициирована программа глубоких институциональных реформ. Другого выбора как структурные реформы у нас нет… Есть также третье мнение, что России сегодня тоже требуются структурные реформы. То есть все мы в регионе понимаем, что без этого у нас другого шанса пережить следующие кризисы нет», — заключил министр.