Могут ли казнить «алматинского стрелка»
Юристы прокомментировали возможность исполнения приговора в отношении Руслана Кулекбаева, обвиняемого в терроризме, хранении оружия и разбое, если суд признает его виновным, передает корреспондент Tengrinews.kz. Как известно, на прениях в специализированном межрайонном суде по уголовным делам в Алматы государственный обвинитель Жаркынбек Бакашбаев попросил приговорить Кулекбаева к смертной казни.
Однако, как известно, указом Президента РК «О введении в Республике Казахстан моратория на смертную казнь» в Казахстане введен мораторий на исполнение приговоров. Это означает, что приговор может быть вынесен, но не исполнен. Юристы, комментируя возможность исполнения приговора, пояснили, что указ может быть отменен Главой государства, если Президент посчитает это нужным.
«Лицо, которое принимает решение по этому вопросу, — это Президент страны. Если Президент страны издаст указ, о том, чтобы убрать мораторий, значит, он будет убран. Если он сочтет необходимым, он это сделает. Президент выносит указ, регистрирует его в Министерстве Юстиции. С момента регистрации указ вступает в законную силу», — сказала юрист Александр Каплан.
При этом, он выразил сомнения в том, что это возможно. «Я крайне сомневаюсь, что даже по такому резонансному делу будет отменен указ. А персонально указы у нас не могут быть распространены», — сказал он.
В свою очередь, адвокат Джохар Утебеков сообщил, что при отмене моратория приговор может быть приведен в исполнение не ранее, чем через год после отмены моратория. «Это требования статьи 47 УК РК «Смертная казнь». Мораторий, он не на вынесение приговоров, а на исполнение. Он, грубо говоря, для «палача» — КУИС, который будет заниматься исполнением приговора. Мораторий никакого отношения к суду не имеет. Судья абсолютно не связан мораторием. Если суд сочтет, что необходимо такой приговор вынести, он спокойно может его вынести. Будет действовать мораторий, не будет, отменят, не отменят — это вне компетенции суда.», — сказал Утебеков. По его словам, разницы в том, когда именно мораторий отменят, нет.
При этом Утебеков отметил, что все лица, осужденные к смертной казни, имеют право на рассмотрение вопроса о помиловании, который решает Президент по каждому случаю отдельно. «Оспаривается приговор в обычном порядке. Привязка в один год на исполнение сделана не только к мораторию, но и к вступлению приговора в законную силу. Также Верховный суд обязан рассмотреть его дело при подаче жалобы защиты, без предварительного барьера. К примеру, если обычный осужденный подает жалобу, ему могут отказать в рассмотрении», — сказал адвокат.
Он напомнил, что ранее были осуждены люди, которым смертная казнь назначалась уже после введения моратория. «Например, убийце Алтынбека Сарсенбаева и еще двух людей Рустаму Ибрагимову назначили смертную казнь. Из-за изменений в Конституции 2007 года, согласно которым смертная казнь в мирное время может быть назначена только за террористические преступления, сопряженные с гибелью людей, всем остальным осужденным приговоры были пересмотрены из-за действия обратной силы закона, которая смягчает уголовную ответственность. И всем она была заменена на пожизненное лишение свободы. С тех пор и по настоящий день у нас ни одного террориста к смертной казни не приговаривали», — сказал адвокат.
По его словам, на сегодня в Казахстане нет ни одного лица, которого ожидает смертная казнь. «Сейчас нет осужденных к смертной казни. Кулекбаев может стать первым таким лицом. Конституция после поправок 2007 года оставляет возможность для назначения смертной казни — статья 15 — в мирное время это только за террористические преступления, сопряженные с гибелью людей. Поскольку Кулекбаеву вменяется часть 4 статьи 255 УК РК «Акт терроризма», которая именно является террористическим преступлением, сопряженным с гибелью людей, суд в праве назначить ему смертную казнь, если сочтет его виновным», — сказал Утебеков. Он отметил, что ранее приговоры исполнялись вплоть до моратория. «В Алматы они исполнялись на территории следственного изолятора СИ-1 на Сейфуллина-Маметова, это так называемая исполнительная тюрьма», — рассказал он.
В свою очередь, адвокат Жангельды Сулейманов отметил, что с отменой моратория на исполнение приговоров о смертной казни могут возникнуть сложности. Он процитировал часть указа Президента «Ввести в Республике Казахстан мораторий на исполнение смертной казни до решения вопроса о ее полной отмене». «То есть, выходит, что данный указ уже предопределил отмену смертной казни когда-либо. Сам по себе указ уже заложил возможность отмены самой смертной казни — назначения. Если было бы написано в указе просто ввести мораторий до какого-то события, срока, а здесь сам по себе указ завязан на том, чтобы когда-то отменить назначение. Указ предполагает полную отмену не только исполнения, но и назначения приговоров о смертной казни. Это не юридический, а политический вопрос. Своим указом Президент не только ввел мораторий на исполнение смертной казни, но и выразил отношение к полной отмене в части даже и назначения», — прокомментировал Сулейманов.
При этом, он считает, что отмена моратория возможна. Также, по словам адвоката, есть варианты. «Указ могут временно отменить. Могут приостановить его действие, чтобы потом он дальше действовал. Могут изменить указ — ввести мораторий, кроме определенных статей, например в части терроризма», — сказал адвокат.
Напомним, как сообщалось ранее, Кулекбаеву вменяют убийство сотрудников полиции и мирных жителей. Нападение на здание Алмалинского РУВД, и стрельба возле ДКНБ и ДГД Алматы произошли 18 июля 2016 года. Президент Казахстана назвал кровавые события терактом.