Мухамедиулы об обвинениях режиссера Жанибекова: Это чистая клевета, и это на его совести
Арыстанбек Мухамедиулы
— Вы могли бы прокомментировать намеки казахстанского режиссера Талгада Жанибекова касательно фильма «Феникс»?
— Когда я пришел на пост министра культура и спорта, я пересмотрел фильмы и сценарии, которые требовали больших денег из бюджета, но при этом были абсолютно, так скажем, ни о чем. Я остановил проекты, которые шли на большие финансовые нарушения. Я не буду скрывать, я задел интересы многих людей, которые все это время очень хорошо жили на бюджетные деньги.
В 2014 году до моего назначения фильму «Феникс» только на предподготовку – написание сценария, выбор локаций и т.д. — было выделено 100 млн тенге, по старому курсу это 700-800 тысяч долларов. При этом их общий бюджет – 3 млн долларов. Но, извините, за такие деньги снимают целые фильмы. Был бы не такой большой бюджет – я бы с удовольствием дал возможность, но выделить такую сумму неизвестному режиссеру.
— О чем планировали снимать фильм с таким большим бюджетом?
— Это должен был быть фантастический фильм о космосе, о встрече американского и советского или казахстанского кораблей. В историю был вовлечен Талгат Мусабаев – наш знаменитый космонавт. Узнав о теме кино, я с удовольствием встретился с режиссером. Он заявил о себе, как об авторе фильма «Джокер».
К сожалению, я не был знаком с этим кино и открыто сказал, что не могу идти на такой большой бюджет. Предложил ему взять себе сорежиссера или автора сценария из уже работающих специалистов, но Жанибеков не согласился. Позже я встретился с Талгатом Мусабаевым, он отказался от идеи, говорит «там какая-то темная история, меня хотят завлечь, но фильм вовсе не про космонавтов». Он думал, кино о том, как наши с Байконура взлетают, а там совсем другое.
— Жанибеков заявлял о совместной работе с некой американской компанией, с которой был заключен договор, так ли это?
— Да, позже они заявили, что американская компания с филиалом в России готова софинансировать. Заключили договор с «Казахфильм», но оказалось, что компания имеет всего одного учредителя, а все наши деньги они требуют перечислить им в Россию. Мягко говоря, это финансовая схема — отправим деньги, с кого потом спрашивать? Если бы это был «Мосфильм» или «Базелевс» – другой вопрос.
Производство фильма было остановлено, они подали иск. Мы выиграли один суд, второй. Это темная схема, они получили большую сумму на предподготовку, но их расходы вызывают большие сомнения. Сейчас их проверяет финансовая инспекция, а режиссер Жанибеков, видимо, решил пойти на отчаянный шаг – заявил, якобы я к нему кого-то отправил. Это чистая клевета, и это на его совести. В ближайшее время я намерен подать в суд для защиты своей чести, достоинства и деловой репутации.
У нас много талантливых режиссеров — Ермек Турсунов, Ардак Амиркулов, Сатыбалды Нарымбетов, Доскан Жолжаксынов недавно про Кунанбая снял, Аскар Бисембин, снявший «Свадьбу на троих», Канагат Мустафин с его «16 қыз». Прекрасная картина «Дорога к матери» Акана Сатаева. Но когда снимаются фильмы без всякой смысловой нагрузки – я против такого кино.
— Какое кино для Казахстана сейчас в приоритете?
— Кино имеет колоссальное воздействие на людей, меняет восприятие. К примеру, фильм «Касабланка», снятый по заказу Рузвельта и заставивший американцев по-другому взглянуть на участие в войне. Тот же «Борат», который выставил страну в другом ракурсе. Поэтому для Казахстана важен каждый фильм – это наш имидж.
Есть желание вывести наше киноискусство на международный уровень, чтобы мы снимали совместно с другими странами. У нас главный недостаток – режиссер снял фильм, отчитался, а где прокат? Нет дальнейшего продвижения. Чтобы наши фильмы выходили в зарубежный прокат, нам нужна совместная работа с режиссерами и продюсерами других стран.
Сейчас мы снимаем «28 панфиловцев» с Андреем Шальопа – за счет больших денег министерства культуры России фильм о наших героях в октябре выйдет в мировой прокат. Также недавно с режиссером Сергеем Снежкиным был снят фильм «Путь лидера. Так сложились звезды». Есть проект с Бекмамбетовым, его следующая часть гениальной доброй киноэпопеи «Елки» станет международной – вместе с Мексикой, Россией и Японией в новом фильме покажут и Казахстан.
Также в данное время прорабатывается концепция развития киноиндустрии Казахстана – очень важный документ для всей индустрии, начиная от производства и заканчивая прокатом. Это будет первый значимый стратегический план в этой отрасли.
Как мы сообщали ранее, министр культуры и спорта Республики Казахстан Арыстанбек Мухамедиулы намерен подать в суд на обвинившего его в вымогательствах режиссера Талгада Жаныбекова.
Напомним, казахстанский режиссер Талгад Жанибеков обвинил в получении «отката» министра культуры и спорта Республики Казахстан Арыстанбека Мухамедиулы. По словам режиссера, министр намеренно тормозил съемки фантастического фильма «Феникс».
newstaraz.kz