На отечественный автопром больше повлиял массовый ввоз машин из России, чем девальвация
В Казахстан с 2014 года по ноябрь 2015 года в общем было завезено 312 тысяч машин из России.
«Безусловно, мы наблюдаем изменение спроса, но мы принимаем меры по сохранению рабочих мест. Все наши люди продолжают работать, правда, были внесены корректировки в производственный процесс, – говорит президент Ассоциация казахстанского автомобильного бизнеса Андрей Лаврентьев. – Запас прочности казахстанских производителей даже в кризисных условиях не исчерпан, мы держимся и продолжаем следовать долгосрочным планам. Более того, количество автомобилей казахстанского производства увеличились в структуре продаж практически до 30%. Для нас сложное время наступило не сейчас, а ещё в 2014 году, когда начался массовый ввоз авто из России. По нашим подсчетам, в Казахстан с 2014 года по ноябрь 2015 года в общем было завезено 312 тысяч машин из России. И это повлияло на нас даже в большей степени, чем последняя девальвация».
По мнению Лаврентьева, «нынешний кризис самым наглядным образом продемонстрировал необходимость развития несырьевого сектора экономики в разных отраслях, всего казахстанского производства, в том числе отечественного автопрома и сопутствующих сервисных проектов».
«Только создание собственного производства способствует реальному укреплению экономической безопасности Казахстана и позволит обеспечить ценовую стабильность, снизить зависимость казахстанцев от курсов иностранных валют, политических игр и экономических ситуаций в других странах», – считает Лаврентьев.
Лаврентьев рассказывает, что отечественный автопром начал поставлять аграриям машины, недорогие запчасти и качественное обслуживание. Сейчас они работают над расширением ассортимента предлагаемых услуг для сельхозпроизводителей.
«Многие страны начинали свое экономическое развитие в гораздо более сложных условиях, и именно ставка на свой автопром позволила им войти в список наиболее устойчивых экономик мира. Казахстану с его огромной площадью и тысячами километров дорог просто необходимы собственные машины. И мы намерены дальше расширять производство казахстанской техники с учётом не только собственных потребностей, но и соседних рынков. Буквально за пару лет отечественное автомобилестроение перешло на новый этап, освоив и мелкоузловое производство. Реализуются проекты, ранее казавшиеся практически невозможными, также и то, что кажется невероятным сейчас, станет повседневностью через пару лет. Любой мировой кризис заканчивается, однако нам необходимо работать над укреплением своих позиций и снижением зависимости от чужих экономик, курсовой разницы и политической ситуации», – добавил Лаврентьев.
Ранее Лаврентьев заявлял, что Казахстан может создать собственный автомобиль на электрическом двигателе.
Напомним, что сейчас в Правительстве РК разрабатывают более гибкую систему автокредитования для казахстанцев.
Из-за курса тенге и стихийного импорта из России авторынок Казахстана просел на 40%. Больше всего казахстанцы купили машины марки Lada на отечественном рынке авто в 2015 году. За 12 месяцев 2015 года официальные дилеры реализовали 97 446 новых автомобилей, что на 40,4% ниже результатов 2014 года.
Ранее сообщалось, что в 2000 раз увеличится стоимость регистрации авто с 2016 года. Министерство по инвестициям и развитию страны внедрило новую систему регистрации ввозимых в Казахстан автомобилей. Прежде чем поставить транспортное средство на учёт в Казахстане, его владельцам необходимо будет оплатить пошлину. Причём независимо от того, новый это автомобиль или нет.
Также летом 2015 года банки назвали самые популярные автомобили, купленные по льготным кредитам, в Казахстане. Казахстанцы по программе льготного кредитования из автомобилей отечественной сборки чаще всего выбирали KIA и Hyundai.
Кроме этого заявлялось, что в рамках Новой экономической политики «Нұрлы Жол» АО «Банк развития Казахстана» выделяет за счёт средств Национального фонда 11 млрд тенге на поддержку казахстанских автосборочных предприятий. Данные средства направлены четырём коммерческим банкам для кредитования физических лиц на приобретение автомобилей, собранных в Казахстане.
Казахстанские автопроизводители надеются на то, что увеличение финансирования позволит преодолеть спад производства, наметившийся в конце 2015 года. Тогда отмечалось, что объёмы отечественного автопрома сократились на 60%.
Так, из-за сокращения объёмов производства костанайский автозавод перед наступлением Нового года приостановил свою работу почти на месяц, до 22 января 2016 года.
Спад произошёл из-за рекордных объёмов дешёвого импорта, а производство в отрасли за год сократилось с 33 тысяч автомобилей за январь-ноябрь 2014 до 10 800 машин за аналогичный период 2015 года.
Тогда же экономический обозреватель Денис Кривошеев заявил, что если государство не сможет защитить себя от массового ввоза старых автомобилей, то господдержка отрасли в 2016 году не принесёт никаких результатов.
Эксклюзивное интервью президента Ассоциации казахстанского автобизнеса, председателя совета директоров AllurGroup Андрея Лаврентьева порталу informburo.kz можно прочитать здесь.