Новости на Newstaraz.

Налогоплательщики вправе знать, как и на что тратят их деньги, получая информацию от госорганов

newstaraz.kz

Закон о доступе к информации обоюдополезен как для государства, так и для общества, и каждого из нас.

В акимате Алматы прошел обучающий тренинг «Эффективные механизмы и гарантии подотчетности и прозрачности государственного управления в Республике Казахстан», сообщает Zakon.kz.

Представителям государственных органов, неправительственных организаций, членам общественных советов и СМИ разъяснили основные положения законов «О доступе к информации» и «Об общественных советах».

В частности, отмечалось, что законы действуют уже полгода, но практически не выполняются, так как ни сотрудники госорганов, ни население их не знают и ими не пользуются. Между тем, как отметила координатор программ Центра исследования правовой политики Ольга Мирошниченко, закон о доступе к информации обоюдополезен как для государства, так и для общества, и каждого из нас.

Она напомнила, что закон о доступе к информации был принят в ноябре 2015 года для того, чтобы знать, как работают три ветви власти – исполнительная, законодательная и судебная.

«Налогоплательщики вправе знать, как и на что тратят их деньги, путем получения информации от государственных учреждений и предприятий, коммерческих предприятий, субъектов квазигосударственного сектора, предприятий, занимающих монопольное и доминирующее положение на рынке товаров и услуг», — рассказала координатор программ.

Закон распространяется на всех граждан – журналистов, юристов, экологов, представителей НПО и рядовых жителей городов и сел, которые могут узнать о положенных им льготах, компенсациях, выделении земельных участков, о тарифах на коммунальные услуги, о детских пособиях и т.д.

При этом предусмотрено несколько видов обращений: предложения, запросы, жалобы, заявления, отклики.

«Максимально раскрывая информацию о своей деятельности и о том, как тратятся бюджетные средства, государство начинает экономить, неэффективные сделки, заведомо коррупционные схемы, несправедливые результаты государственных закупок – все это теперь может быть доступно обществу, журналистам, гражданским активистам, блогерам, — пояснила она. — Выявленные о нарушениях будут заставлять государство более тщательно подходить к вопросу расходования бюджетных средств, задумываться об эффективности их использования, максимальной открытости, а также подотчетности деятельности тех, кто бюджетные средства получает».

Она отметила, что общество получает великолепный инструмент для воздействия на государственный аппарат, перестает быть пассивным. Закон направлен на усиление взаимодействия государства с обществом, на усиление роли общества в решении государственных вопросов.

«Не только активисты, журналисты и СМИ получат выгоду от деятельности этого закона, любой гражданин вправе запросить информацию, которая касается его лично, его семьи, доходов и расходов. Несомненно, принятие этого закона будет помогать прогрессивному развитию страны, проведению экономических реформ и становлению активного гражданского общества, — сказала О.Мирошниченко.

Что касается общественных советов, то, по ее словам, их существование и деятельность будет отвечать интересам общественности только в том случае, если эта общественность будет получать дополнительную пользу от деятельности этих советов.

«Они должны быть своеобразным мостом общественности, через который при непосредственной близости власти и непосредственный контакт с ней можно обеспечить более конструктивно решение неотложных вопросов социального управления», — заключила она.

В свою очередь советник по политическим вопросам Офиса программ ОБСЕ в Астане Колин Маккалоу отметил, что Офис ОБСЕ содействовал проведению юридической экспертизы обоих законопроектов и их разработке.

«Принятие этих законов отвечает задачам, стоящим перед Казахстаном, в том числе в контексте повышения эффективности и результативности борьбы с коррупцией. Государственные призваны обеспечивать эффективную имплементацию данного законодательства, чтобы все нормы и процедуры осуществлялись на практике. Закон о доступе к информации не может работать только на предоставление возможности каждому гражданину запросить нужную ему информацию. Это важный компонент законодательства, но не единственный», — подчеркнул К.Маккалоу.

По его словам, важно, чтобы органы власти сами предпринимали активные меры для распространения сведений о своей деятельности, тогда гражданам не нужно будет каждый раз отправлять запросы.

«Тем более они (граждане) не всегда знают, какая информация есть у государственного органа, и не знают, какие именно сведения следует запросить. Отсюда ключевой задачей закона о доступе к информации не столько обеспечение возможности для граждан получить те или иные данные, а гарантирование законом максимальной открытости госорганов и регулярного информирования ими населения о своей деятельности и принятых решениях», — пояснил советник.

При этом он отметил, что казахстанский закон полностью учитывает этот ключевой принцип, но в этом также содержится определенная сложность для его выполнения органами власти.

«Понимая эти трудности, наш офис и инициировал проведение обучающих семинаров для госслужащих и представителей гражданского общества и СМИ, — сказал он.

Советник Офиса ОБСЕ полагает, что в долгосрочном плане реализация этих законов будет способствовать повышению эффективности деятельности госорганов, укреплению безопасности страны, улучшению внутриполитического и экономического климата, что в целом ведет к укреплению демократии и обеспечению эффективного государственного управления.

Затем юрист «Интерньюс-Казахстан» Ольга Диденко, принимавшая непосредственное участие в разработке закона подробно рассказала участникам тренинга о внедрении его механизмов и процедурах доступа к информации, об основных положениях закона, правах и обязанностях обладателей информации, а также о практических аспектах реализации закона о доступе к информации.

Она отметила, что государственные органы должны быть максимально открытыми и транспарентными для общества, оперативно публиковать свою информацию и предоставлять ее в СМИ. Они также должны соблюдать сроки предоставления информации – 15 дней для запросов и бесперебойную работу своих интернет ресурсов.

По словам О.Диденко, доступ к информации может быть ограничен в некоторых случаях, к примеру, на время проведения проверок, до принятия окончательного решения, для секретной и служебной информации. Во всех остальных случаях она должна предоставляться беспрекословно.

Для контроля за реализацией данного закона создана специальная комиссия, но сейчас она находится в стадии реорганизации в связи с созданием в стране нового Министерства — информации и коммуникаций, которое и будет проводить эту работу.

Аналитик АО «Национальным информационные технологии» рассказала участникам семинара о том, как работает портал «Электронное правительство», на котором непосредственно рамещается информация о работе госорганов. В частности, публикуются бюджеты, нормативные правовые акты, размещены блог-платформы руководителей госорганов и многое другое.

Лариса Черненко

Винтоверт DeWalt PowerStack DCF850E1T-QW АКБ и ЗУ в комплекте

newstaraz.kz
Вам также могут понравиться

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

newstaraz.kz

where to buy viagra buy generic 100mg viagra online
buy amoxicillin online can you buy amoxicillin over the counter
buy ivermectin online buy ivermectin for humans
viagra before and after photos how long does viagra last
buy viagra online where can i buy viagra
Translate »