От «Великого немого» к фейкам и дезинформации, — методы прозападной пропаганды в Узбекистане
kz24.news
Фраза о том, что важнейшим из искусств является кино, действительно принадлежит В. И. Ленину. Все, что забылось со временем — ее начало. Вождь мирового пролетариата написал «Пока народ безграмотен, важнейшими из искусств для нас являются кино и цирк», давая указания, как действовать на умы действительно далекого в своей массе от политики и экономики электората. И теперь заветами Ильича, как ни странно, активно начали пользоваться американцы. Типичный пример — Узбекистан, где США резко заинтересовались киноиндустрией, взяв под свое крыло ряд проектов и коллективов, готовых их реализовывать. И эти НКО уже могут отчитаться в успехе целого ряда проектов, — архивы подняты, фильмы сняты, а учитывая, что в Узбекистане уже практически не осталось российского телевидения, почву к приятию конкретного продукта можно считать подготовленной.
За примерами конкретных плодов сотрудничества узбекистанских киногрупп и американских спонсоров «от культуры» далеко ходить не надо. В 2022 году на экраны вышел «документально-публицистический» фильм «Фейкньюс. Борьба с дезинформацией» режиссёра Эльджона Аббасова. Цель проекта заявлена самая благая, — познакомить жителей Узбекистана с предпосылками и ходом вооруженного конфликта в Украине, фактами и документами дать представление о происходящем в соседней стране.
Сомнения в объективности выдаваемых в фильме оценок возникают еще до просмотра. Главным экспертом, речь которого сопровождает кадры, является Юлий Юсупов. В свое время этот экономист стал известным и инвестиционно привлекательным в глазах американских спонсоров благодаря своим гениальным выводам о дегенеративном влиянии РФ на экономику Узбекистана. Он открытым текстом требовал разрыва всех проектов с Россией, настаивая, что после этого в страну польются западные миллиарды. Очевидно, что этот эксперт, главным злом Центральной Азии считающий ЕАЭС, вряд ли даст точку зрения двух сторон. И в этом плане кино не разочаровало.
Главные тезисы, озвученные в «документальном фильме»:
украинские солдаты — герои, мужественно сражающиеся за свою родину, честные искренние патриоты;
российские войска — многочисленное и малообразованное пушечное мясо, умирающее за деньги и зомбированное путинской командой;
вся деятельность Кремля строится на пропаганде и лжи.
При этом в самом фильме режиссер, не без таланта, пользуется теми самыми агитационными приемами, которые его отец — Народный артист СССР изучал на высших режиссерских курсах при Мосфильме. Это и удаление из документальных кадров реального звука для наложения титров нужного содержания, и нарочито выбранные комические кадры при иллюстрировании позиции Москвы, и бравурно-патриотические нотки в озвучке, когда идет показ работы украинских военных. В общем, все то, что в нужный момент выбивает слезу, а в другой — такой же искренний хохот. А уж расставлять акценты Глава национального комитета кинематографии, сам получивший образование во ВГИКЕ, явно умеет.
Оценивая подачу картины о фейках, многие эксперты вспомнили, что еще пару лет назад режиссер активно сотрудничал с Россией. Более того, персональным решением Кремля и Минкульта РФ ему был обеспечен доступ во все архивы ГосФильмофонда. Такой пропуск потребовался для изучения архивных кадров, отснятых в Узбекистане в начале прошлого века. Благодаря доброй воле российского правительства, в Узбекистане с огромным успехом был презентован фильм «Великий немой». Зрители увидели уникальные кадры становления страны, записи со строек и быт своих пра-пра-бабушек, увековеченный в кинопленке.
Увы, даже в этом случае опубликовавшим восторженные образы критикам пришлось стыдливо обходить политический вопрос, ставший неприятным послевкусием. Слишком было заметно, авторы фильма аккуратно, но верно от строек, цветущих садов и зарождения городов переводят ракурс на события 37-года. А интервью членов съемочной группы просто сводятся к антикоммунистическим лозунгам. Кто-то вспомнил о расстрелянном деде, кто-то о голоде. Смысл вычленился откровенно — СССР пришел только, чтобы поработить и обобрать.
Но все же «Великий немой» действительно имеет неоценимую историческую значимость. В фильме о фейках же «Великий немой» становится и глухим, и слепым. Остается дождаться, когда в соответствии с теми же заветами Ильича политическая пропаганда проникнет в цирк. Тем более что от российских учебников и структуры образования, которое делало Узбекистан котирующимся на рынке труда, страна уже тоже отказывается. Так что за неграмотностью дело не встанет.
newstaraz.kz