14 тысяч казахстанских детей не получают причитающиеся им алименты! Нерадивые родители задолжали более 5,5 млрд тенге. Все имеющиеся в стране механизмы оказались бессильны перед уловками неплательщиков. Поэтому министр юстиции предложил переложить скопившийся долг на других. Кто теперь будет в ответе за отцов и матерей, оставивших детей без содержания? Расскажет моя коллега Светлана Пенькова.
ГУЛЬНАР БАПАНОВА — ЖИТЕЛЬНИЦА ГОРОДА: «По-человечески мы пытались разговаривать, он звонит, говорит: да, я буду оплачивать, все, жди. И на этом все, телефоны отключаются, меняет телефоны, и на этом бесследно человек исчезает».
Гульнара пытается взыскать алименты у бывшего мужа более 9 лет. Прошли десятки судов, мужчину не раз признавали виновным, и даже наказывали ограничением свободы. Но взыскать с него деньги, в которых так нуждается дочь, страдающая ДЦП, не удалось. На сегодня его долг перед Альбиной — свыше 1 млн тенге! Бороться с такими нерадивыми отцами в Министерстве юстиции хотят радикальным способом.
МАРАТ БЕКЕТАЕВ — МИНИСТР ЮСТИЦИИ РК: «По законам Италии можно эту задолженность, можно отнести под ответственность родителей должника. То есть судья говорит – раз родители воспитали такого нерадивого сына, тогда они должны платить за него».
Как с горечью вспоминает Гульнара, Альбине бабушка и дедушка лишь раз, после выхода в эфир сюжета в 2017 году, отправили немного денег.
МАРАТ БЕКЕТАЕВ — МИНИСТР ЮСТИЦИИ РК: «Тем более, это не чужой человек, это внуки. Они должны обеспечивать своих внуков. Родители-пенсионеры имеют имущество, у них могут быть свои квартиры, машины, это тоже источник, чтобы покрыть задолженность, если их внуки не могут купить одежду, чтобы ходить в школу. Что важнее?»
Судебные исполнители констатируют: взыскать алименты в Казахстане непросто из-за того, что надо доказывать умышленное уклонение от их выплаты. Если должник сможет убедить суд, что он пытался найти работу, и был бы рад платить, но ему нечем, то судья не сможет привлечь его к ответственности. Только в этом году не удалось взыскать алименты по 14 тысячам дел, задолженность превысила 5,7 млрд тенге. Но на принудительные работы отправили только 2-х человек!
ГУЛЬЖАНА КАРАГУСОВА — ДЕПУТАТ МАЖИЛИСА ПАРЛАМЕНТА РК: «Ужесточить сам механизм взимания алиментов! Воспитывать ответственность родителей за своих детей. Почему задолженность по налогам, сколько бы она ни была, тут же вывешивается во все усмотрение, давайте также подходить к алиментщикам!»
Для особо сложных случаев в Палате частных судебных исполнителей решили создать социальный фонд. Он будет состоять из разовых взносов судоисполнителей и благотворительных пожертвований. По решению комиссии из фонда периодически будут выделять деньги, чтобы погасить долг неплательщика, оказавшегося в сложной жизненной ситуации.
ЕРНАР ИБРАЕВ — ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПАЛАТЫ ЧАСТНЫХ СУДЕБНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ: «Этот фонд планируем как начало. Чтобы в дальнейшем все-таки был создан государственный алиментный фонд, как системное решение вопросов по погашению алиментов».
Однако депутаты даже от гипотетического создания в будущем государственного фонда по выплате алиментов попросили воздержаться.
ГУЛЬЖАНА КАРАГУСОВА — ДЕПУТАТ МАЖИЛИСА ПАРЛАМЕНТА РК: «О создании так называемого фонда для алиментщиков. И опять за счет бюджета! Я хочу напомнить, что бюджет — это деньги налогоплательщиков. И вот это будет порождать снова социальное иждивенчество и безответственность!»
А пока государственные мужы спорят как и кто будет платить алименты, малыши, оставшиеся без поддержки родных, рисуют свои семьи, и хотят совсем не денег, а простого внимания. И если взыскать положенные суммы у судоисполнителей хоть иногда получается, то заставить нерадивых отцов, матерей, бабушек или дедушек вспомнить о своих же детях, государству, похоже, пока не под силу.
newstaraz.kz