Пока существует такой монстр, как AirAstana, никакого развития авиации в стране не будет
Претензии к компании только нарастают.
Так, «Международный аэропорт Аулие-ата» подвергся репрессиям со стороны Жамбылского филиала КРЕМ после жалобы AirAstana. Было организованно целое расследование и наложен штраф. Вообще компания написала заявления во все региональные антимонопольные органы Казахстана о якобы повсеместном повышении цен на услуги аэропортов, в том числе по аренде емкостей и хранению авиатоплива.
Как пишут коллеги, международный аэропорт города Тараз — один из немногих аэропортов, который провел реконструкцию за частные средства и привел инфраструктуру в соответствие с международными стандартами. В 2017 году государство передало функции по регулированию и контролю тарифов аэропортов КГА, что должно было существенно облегчить процедуру установления тарифов, однако антимонопольный орган может открыть расследование по любому заявлению и работать годами. В случае с аэропортом в Таразе расследование длится более 8 месяцев.
Тариф на услуги аренды емкостей и хранения ГСМ был утвержден аэропортом еще в 2014 году, в некоторых портах тарифы не меняли с 2007 года. К примеру, среднерыночная стоимость хранения топлива по области составляет от 3 500 тенге за 1 тонну, в то время как в аэропорту — 3 053 тенге, включая лабораторный анализ. При этом объем хранения авиатоплива AirAstana составляет всего 2% от общего объема, а снижение тарифа не может быть только для одного клиента базы. Таким образом, потери аэропорта от снижения тарифа составят более 40 миллионов тенге за год.
Таким образом, претензии к компании только нарастают. Методы ведения бизнеса AirAstana вводят в ступор любого, кто сталкивается с фактами. Не раз заявлялось о приоритете иностранной рабочей силе, которая обходится в разы дороже местной. Говорилось о 34 заместителях Фостера, часть из которых иностранцы, о том, что в компании раздут штат и на используемый самолет приходится более 150 человек, что в разы превышает все разумные нормативы. И вот последний скандал, когда AirAstana фактически насилует правительство с требованием обеспечить ее дешевым топливом — по 165-170 тысяч тенге на тонну, тогда как рыночная цена 230 тысяч тенге. При этом нахально подтасовывает факты, натравливает народ на власть, угрожая остановить полеты. Россияне — основные поставщики топлива — опровергают его дефицит, подтверждая готовность обеспечивать рынок Казахстана авиационным керосином в любом объеме. Но по предоплате, что национальный перевозчик делать не хочет.