Родные убитых на протестах в январе-2022 требуют справедливого правосудия
Во время январских протестов в Казахстане в прошлом году в Таразе были убиты несколько молодых людей, которым не было и двадцати лет. Их посмертно обвинили в терроризме и нападении на здания госорганов.
Родственники не согласны с этими обвинениями: они говорят о фальсификации дел и несправедливых судебных процессах. Они специально приехали в Астану, в Генпрокуратуру Казахстана, требуя снять обвинения с их родных, а также – наказать тех, кто в них стрелял.
Это не первый визит родственников убитых в Таразе в Астану: люди открыто заявляют, что искать правды в Таразе не имеет смысла. С доводами семей погибших там не хотят считаться, поэтому их единственная надежда – на надзорный орган и, возможно, президента Токаева. Глава Казахстана в день визита родственников был в Алматы: он открывал мемориал в память 238 убитых во время «январских событий».
18-летний сын Бахытжана Чингизбекова погиб в Таразе в начале января, когда вместе с другими жителями города вышел на центральную площадь. Уже после его гибели полиция назвала его участником беспорядков и обвинила в погромах, рассказывает безутешный отец.
«В суде никаких доказательств вины наших детей не представили: ни видеозаписей, ни какой-либо другой фиксации преступлений, о которых они говорят, – говорит Бахытжан Чингизбеков. – Были только слова подставных свидетелей: приходят какие-то неизвестные люди, а прокурор им вкладывает в уста обвинительные доводы. Мол, так скажи, вот так заяви. И всё это происходило на наших глазах».
Жамиля Рахимбекова, еще одна жительница Тараза, рассказывает, что именно силовики открыли огонь по протестующим, которые вышли на мирный митинг в Таразе, и именно военные подогнали на площадь бронетехнику. И только после действий силовиков мирная акция протеста переросла в побоище.
«Моего сына обвиняют в том, что он бросил камень в появившийся на площади БТР, который уже открыл огонь. Вы себе это представить можете? – говорит женщина. – Камень в бронетранспортер? Есть видео, как люди бросились бежать, едва завидев бронетехнику на площади. А в суде выступил пулеметчик этого БТР: он рассказал, что выстрелил 91 раз! И спокойно так об этом говорил! У меня внутри все перевернулось!».
Почти все родители убитых говорят, что улик, доказывающих участие их детей в беспорядках, им так и не предъявили. В суде были представлены только показания свидетелей тех событий, которые якобы тоже находились на площади в Таразе. Некоторые родители говорят, что их дети были убиты не на площади: позже их тела были туда отвезены.
«Моего сына убили седьмого января, застрелили на улице. А уже потом его труп бросили на площади, – подчеркивает Нигора Закарьяева, еще одна жительница Тараза. – И теперь его самого посмертно обвиняют в участии в массовых беспорядках и нападении на здание госорганов. Это абсурд! Мы требуем, чтобы прекратили издеваться над умершими и сняли с наших детей эти обвинения!».
В Генеральной прокуратуре Казахстана родственников убитых в Таразе приняли и пообещали еще раз изучить материалы их дела. Накануне представители надзорного органа на организованном для журналистов брифинге заявили, что им известны обстоятельства смерти почти всех 238 человек, скончавшихся во время январских событий. Но, как заявили прокуроры, они не предают эти данные огласке из уважения к родственникам погибших.
newstaraz.kz