Новости на Newstaraz.

«Санкции и девальвация рубля подтолкнули к развитию нефтепереработки»

newstaraz.kz

Проректор РГУ нефти и газа имени Губкина Михаил Силин — о новых возможностях отрасли

Уже в течение 2 лет российские нефтяники активно стараются снижать импорт дорожающих зарубежных компонентов, необходимых для производства топлива и моторных масел. Санкции и последовавшая за ними девальвация рубля, как ни странно, лишь улучшили положение в части импортозамещения и создания собственных расходных компонентов — катализаторов и присадок. О том, чего добились нефтяники в деле импортозамещения в нефтепереработке, рассказал «Известиям» проректор по инновационной деятельности и коммерциализации разработок РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина Михаил Силин.

— В начале 2014 года у правительства появилась идея активно продвигать импортозамещение во многих сферах промышленности, и очень большое внимание было уделено как раз энергетике. Как вы считаете, дало ли оно свои плоды в общем и, в частности, в переработке нефти и нефтехимии?

— Сказать, что за 2 года мы произвели революцию, нельзя. Но и говорить, что мы является отсталой в этом плане экономикой, — тоже, ведь наша нефтепереработка развита очень хорошо. В основном о развитии судят по двум основным показателям: глубине переработки, то есть доле светлых нефтепродуктов, получаемой из тонны нефти, и их качеству. Так вот, по глубине у нас, о чем, к сожалению, пресса редко пишет, за последние 20 лет как раз и произошла настоящая революция. Сейчас средняя по России — выше 70%, а у некоторых заводов, к примеру, у Омского НПЗ «Газпром нефти», ­— и выше 90%, в планах на ближайшие несколько лет достичь глубины переработки под 90%. Наращивание глубины за счет использования дополнительного оборудование имеет колоссальную важность — если просто перегонять нефть, доля «светлых» будет всего 50%.

— О каком оборудовании идет речь?

— Это в основном катализаторы (установки, способствующие ускоренной переработке нефти на НПЗ. — «Известия»). Проблема на самом деле очень серьезная — любые катализаторы имеют срок службы, а как закупить новые, если на них вдруг будут наложены санкции?

— Зависимость от импортных катализаторов у нас высокая?

— Лет 10–15 назад была очень высокой, но многие вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) за последние 5 лет наладили свое производство катализаторов почти всех типов.

— Можете конкретные компании назвать?

— «Роснефть», «Газпром нефть» тоже в них преуспела. В принципе, замещением подорожавшего импорта занимаются практически все. Что радует, внедряют и разработки наших научных институтов, прорыв тут серьезный. Плюс немаловажным аспектом деятельности любого ВИНКа является и переработка тяжелых нефтяных остатков, сейчас такие технологии как раз разрабатываются нашим Институтом нефтехимического синтеза. Большой набор катализаторов делается в Черноголовке и Новосибирске, получается, крупных центров компетенции у нас три. Думаю, что санкции и девальвация рубля очень хорошо подтолкнули к развитию своей нефтепереработки.

— Катализаторы, получается, — это основное недостающее звено в нашей нефтепереработке?

— Одно из основных. Есть еще необходимость производства своих присадок (улучшают качества топлива и масла. — «Известия») и для производства бензина, и для масел. Проблема острая, более 50% всех присадок к нас попадает из-за рубежа. Есть вопросы по производству химии, необходимой для компонентов этих присадок. Нельзя, впрочем, сказать, что компании об этом не думают — те же «Лукойл», «Газпром нефть — смазочные материалы», структуры «Роснефти» активно переходят на свое сырье.

— И как, программа по импортозамещению как-то отразилась на их производстве? В октябре премьер отчитал нескольких чиновников разных министерств за ненадлежащее использование средств на импортозамещение и другие антикризисные программы правительства.

— Не помню, чтобы наших нефтяников ругали, их надо только хвалить. Нефтяников у нас всего 1,5 млн человек, а в совокупности они дают порядка 50% налоговых поступлений в бюджет.

Когда рубль стал конвертируемым, об импортозамещении никто не думал — импорта-то особо не было. И, естественно, нефтяники первыми сказали — понятно, есть «Жигули», мы их любим, но хочется же и на иномарке поездить, если я хочу принести максимальную прибыль компании, я скорее выберу лучший процесс, который сделает меня лидером. Но обидно, что за счет этой философии очень сильно просела наука, создание своих компетенций. Ученый посидел-посидел без денег — и ушел в торговлю, а воспитать новое поколение — очень сложно. Нельзя вот так, по щелчку, создать научную школу.

— Вы считаете, что сейчас компании вкладываются в науку недостаточно?

— Почему же, вкладываются, наш вуз сотрудничает со всеми компаниями, грех жаловаться. Но есть много нюансов — есть отраслевая наука, которой ВИНКи привыкли заниматься через свои научные институты. Хотя в мире основные разработки делаются именно в вузах. Все-таки внимания к вузовской науке нам бы хотелось побольше. Сложилось устаревшее восприятие вузов как базы для новых кадров, но не как инноваторов.

— Но исследования на тему создания собственных компетенций вы, так или иначе, вести продолжали?

— Куда же без этого. Нужно просчитывать риски на будущее, и компании это понимали и понимают.

— А что тогда тормозит процесс?

— У нас пока слабая сырьевая база, мало малотоннажной химии. Вот есть заводы-гиганты, но они заточены под определенные присадки, а других компонентов у нас нет. Строят пока по образцу СССР.

— Если сейчас импорт есть, то как при Советах вообще производили масла? Может, были импортные?

— Ездили как раз только на своем, но из-за отсутствия присадок и некоторой химии масла были не очень хорошего качества и не каждая иномарка бы на них работала. Но у нас тогда и машины все были свои, главное было не забывать масло менять почаще — и всё. Сейчас практически все наши лидеры создают масла согласно международным стандартам качества, для судовых двигателей в том числе.

— За последние пару лет ситуация с присадками как-то изменилась?

— Пока так сказать нельзя. Потихоньку курс доллара начинает влиять, но из-за этого обращают внимание не на наш рынок, а на Китай и Индию.

— Есть ли проблема в части изношенности НПЗ, это как-то влияет на переработку?

— Конечно, влияет, но эта проблема решаемая — наши НПЗ довольно сильно модернизированы за последние 15 лет.

— Сейчас правительство рассматривает изменение налогового маневра и действующих налогов на нефтяников, в том числе в сторону их увеличения. Многие эксперты опасаются, что это сильно отрицательно отразится на добыче и переработке. Вы с этим согласны?

— Как говорят сейчас нефтяники, легкая нефть уже закончилась. И нестабильная налоговая система отнюдь не способствует улучшению добычи. Можно, конечно, повышать коэффициент извлечения нефти, но это дорого и затратно. Но даже если оставить тот налог на добычу полезных ископаемых (сейчас Минфин рассчитывает на его увеличение), который есть, большая часть этих запасов останется нерентабельной, и падение цен рентабельности явно не добавляет. Изменение или повышение налога несет слишком много рисков — от понижение инвестиций в научные изыскания до непосредственного бурения новых месторождений. Можно решить сиюминутную задачу, но стратегическую в таком случае загубить.

— Как считаете, диверсификация экономики нужна или лучше продолжать инвестировать в нефтянку?

— Об этой диверсификации слишком много говорят, но, по сути, ничего не делают. Есть такой занимательный эффект — рубль, вложенный в нефтянку, приносить 8 рублей в развитие экономики. Отличный пример — сланцевая революция в США. Чтобы она свершилась, потребовалось сделать мощные буровые аппараты, произвести буровые трубы, подземное оборудование для гидроразрыва пласта, насосы, емкости, химреагенты и т.д. Соорудить целый передвижной завод, если хотите. Дорого добывать нефть из сланцев? Дорого. Но для экономики это настоящая мобилизация — бросили сразу много денег для развития отраслей, по сути, на закрытом рынке (до декабря 2015 года нефть из США не экспортировалась). Таким образом, нефтянка очень подтолкнула экономику и это привело к многократному снижению цены на газ. А чем дешевле газ, тем дешевле производство того же металла.

Идет спор: нефтяники говорят — хватит кошмарить ТЭК, экономисты — пора слезать с нефтяной иглы. Не вопрос, давайте слезем, но куда? Может, лучше сделать ТЭК тягачом экономики? Нам необходимо, о чем ежегодно говорят в Минпромторге, поднимать машиностроение. На мой взгляд, поиск национальной технологической идеи необязательно должен заключаться в отходе от нефтянки.

— Как вариант, некоторые чиновники предлагали и вовсе отказаться от экспорта нефти, как в свою пору в США, и перейти к экспорту нефтепродуктов, объясняя это тем, что их стоимость выше. По вашему мнению, насколько всё же он эффективнее и стоит ли ради этого наращивать свою компетенцию в нефтепереработке и число НПЗ в принципе?

— Я не думаю, что делать это стоит. Представить себе — у вас на огороде хорошо растет морковка. Зачем от нее отказываться в пользу капусты, если капуста плохо продается? По балансу нефтеперерабатывающих мощностей избыток. Сейчас на мировом рынке нефтепродуктов в избытке, автомобили становятся все экономичнее, а Европа постепенно переходит на зеленую энергетику. Строить новые НПЗ нет смысла. Что касается нефтехимии, то нефтяники стараются активно строить, те же «Сургутнефтегаз», «Сибур» и другие компании. Но им важно представлять, куда движется рынок.

Арсений Погосян. «Известия»

 


 

Винтоверт DeWalt PowerStack DCF850E1T-QW АКБ и ЗУ в комплекте

newstaraz.kz
Вам также могут понравиться

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

newstaraz.kz

where to buy viagra buy generic 100mg viagra online
buy amoxicillin online can you buy amoxicillin over the counter
buy ivermectin online buy ivermectin for humans
viagra before and after photos how long does viagra last
buy viagra online where can i buy viagra
Translate »