СМИ: Предполагаемый смертник Максим Арышев сам оказался жертвой теракта
Издание Открытая Россия изучила страницы молодого человека в социальных сетях, поговорила с его одногруппником и пришла к выводу, что Максим, вероятнее всего, был жертвой, а не исполнителем преступления.
Напомним, ранее российское издание «Фонтанка» назвала имя предполагаемого смертника, устроившего взрывы в Санкт-Петербургском метро 3 апреля. По версии издания им оказался 22-летний уроженец Казахстана Максим Арышев.
Максим Арышев — студент третьего курса Санкт-Петербургского государственного экономического университета, главный корпус которого располагается на набережной канала Грибоедова. 3 апреля в 14.15 у Арышева закончилась третья пара; на четвертую молодой человек решил не идти.
«После третьей пары он пошел как обычно до станции метро Невский Проспект, он всегда туда ходит», — рассказал Открытой России Юрий Романов, одногруппник Арышева. «С другим одногруппником мы пошли до станции Гостиный Двор. Получается, мы сели с Максимом в один поезд, но в разные вагоны — он обычно садится в начало, а я был где-то в конце. Почему-то мне захотелось выйти на Сенной, я вышел, и через 10 секунд услышал взрыв», — говорит Романов.
По данным «Ъ», взрыв произошел во втором вагоне. Вероятно, в нем и ехал Арышев; его близость к эпицентру взрыва и позволила источникам «Фонтанки» предположить причастность молодого человека к преступлению.
Страница Максима «Вконтакте» выдает в нем обыкновенного студента.
«Он был общительный, шутил, ничего подозрительного в нем не было. 3 апреля я здоровался с ним за руку, он был абсолютно обычный», — говорит Романов.
Он также отмечает, что Максим не похож на человека, которого СМИ, ссылаясь на фотографии с камер наблюдения, называют исполнителем теракта.
«На нем даже куртка была другого цвета, серая такая, как пиджак. Это абсолютно точно не он», — добавил он.
Сервис «Яндекс.Метро» оценивает время пути от станции «Невский Проспект» до станции «Площадь Восстания», где была заложена вторая бомба (по одной из предварительных версий это сделал один человек) в 7 минут; пешком — около двадцати минут. Таким образом, Арышев бы не смог заложить взрывное устройство на «Площади Восстания», а затем вернуться на синюю ветку и успеть сесть в один поезд с Романовым.
После новостей о том, что в Санкт-Петербургском метро произошли взрывы, одногруппники начали беспокоиться за Арышева, так как он долго не появлялся онлайн, рассказывает Романов. Девушка Максима опубликовала пост (после выхода материала в «Фонтанке» он был удален. — Открытая Россия), в котором призвала помочь с поисками молодого человека: он пропал во время теракта, и среди пострадавших в больницах ей не удалось его найти. Conflict Intelligence Team также считает, что совокупность этих факторов говорит о том, что Арышев был жертвой, а не исполнителем.
Сам Романов считает, что в случившемся виновато руководство университета: «Если бы они следили за посещаемостью, если бы все остались на четвертую пару, такого бы не произошло. Получается, он погиб из-за того, что хорошо учился — нас вообще на пары ходило человек восемь».
МИД РК прокомментировало возможное участие казахстанца в теракте в Санкт-Петербурге. Руководитель пресс-службы МИД РК Ануар Жайнаков на своей странице в Facebook написал, что говорить о возможной причастности Максима Арышева к теракту в Санкт-Петербурге преждевременно. По состоянию на 5:30 ч. утра по времени Астаны, среди опознанных тел граждан Казахстана нет.