Новости на Newstaraz.

Ставка акциза для местных поставщиков нефти топлива выросла с 4,5 тыс. до 10,5 тыс. тенге.

newstaraz.kz

Рынок ГСМ неконкурентноспособен из-за повышения акциза

Постановление правительства, повышающее акцизы на бензин для местных производителей и оставляющее прежней ставку для импортных поставщиков, может привести к дисбалансу на рынке горюче-смазочных материалов.

Ставка акциза для местных поставщиков нефти топлива выросла с 4,5 тыс. до 10,5 тыс. тенге. Для импортных поставщиков нефтепродуктов осталась прежней. Тем самым все усилия создать на рынке ГСМ конкурентную среду сводятся на нет – игроки должны работать в неравных условиях. Чем объясняется такая дискриминация?
Почему отечественные чиновники предпочитают поднимать экономику чужой страны, нежели развивать и поддерживать собственное производство и сохранять рабочие места? Вопросы пока остаются без ответа. Согласно официальной версии, повышенная ставка снимет с отечественных поставщиков нефти маржу, образовавшуюся после того, как государство перестало сдерживать предельные розничные цены на АИ-92/93. Однако, по мнению ряда экспертов, загвоздка в другом. В СМИ они озвучили предположения, что государству просто-напросто недостает денег в бюджете, поэтому сейчас всеми возможными способами изыскиваются дополнительные средства.
Других, реальных, причин для повышения акцизов, как считают эксперты, нет и не было. И приводят следующие доводы. Во-первых, год назад литр самой ходовой марки топлива продавался Казахстане по 128 тенге при цене «черного золота» в $102 за баррель. Сейчас нефть торгуется около отметки $40, а стоимость бензина осталась прежней. Если брать в расчет действующие курсы валют, то цена на АИ-92 и вовсе снизилась в два раза. Если в прошлом году литр топлива стоил 85 центов, то сегодня всего 40 центов. Более того, за два месяца, что АИ-92 провел в свободном плавании, цена на топлива не то что не поднялась, но в ноябре даже показала снижение на оптовом рынке на 3,8% – рынок работал по законам спроса и предложения. Во-вторых, цены на нефть за последний год упали на 55% – с $79 до $44 за баррель. А 16 ноября Brent и вовсе торговался на минимальной отметке за последние шесть лет – около $40. В-третьих, в оптовой стоимости топлива только 1% составляет доход трейдера. 61% – это цена производителя нефти, 22% – стоимость переработки, 16% – налоги. В общем, получается, что разговоры о сговоре и сверхприбылях оптовых поставщиков не имеют под собой оснований. А стоимость бензина после отпуска в «свободное плавание» складывалась по законам здоровой рыночной конкуренции.
Что делать производителям бензина в нынешних условиях? Казалось бы, все просто – надо поднять цены, тем самым компенсировав свои затраты. Но в этом случае отечественное топливо по цене будет неконкурентоспособным по сравнению с импортным. Из-за разной ставки акциза. Вот и выходит, что более чем двукратное повышение акцизов недропользователи должны компенсировать за свой счет. И это притом, что за последние несколько месяцев налоговая политика в отношении нефтяников уже ужесточилась. Напомним, с 1 октября тариф Атырауского НПЗ вырос до 20 501 тенге за тонну, ПНЗХ – до 14 895 тенге. С этого же момента на 10% увеличился тариф на транспортировку нефти по магистральным нефтепроводам.
Остается прибавить к этому, во-первых, высокую ставку экспортной таможенной пошлины на нефть – сегодня она равна $60 за тонну. Столько же, сколько в 2013 году, когда цены на энергоносители были едва ли не в два раза выше. Во-вторых, многолетний запрет на экспорт светлых нефтепродуктов, в том числе дизельного топлива, которое не востребовано в
Казахстане большую часть года. В-третьих, с января 2016-го планируется оснастить резервуары производственных объектов производителей ГСМ, заправочные станции и нефтебазы контрольными приборами учета. По информации участников рынка, оборудование среднестатистической нефтебазы обойдется в $500 тыс. Вот и получается, что Казахстан не только в тучные годы снимает с нефтяников сверхдоходы, но и пытается «найти» их в сложные времена. Однако если нефтяники в сложившейся ситуации сократят производство или добычу нефти, что это вполне логично при сегодняшней налоговой политике, страна столкнется с еще большими сложностями. Ведь ни для кого не секрет, что нефтегазовый комплекс – основа бюджета и работодатель для немалой части населения Казахстана. Особенно в западных регионах страны. Помимо этого на него возложена обязанность по выполнению ряда социальных обязательств перед государством, к примеру, поставляют топливо для сельскохозяйственных производителей, объектов социальной инфраструктуры и так далее.
В общем, пока приходится только гадать – чьи интересы лоббируют отечественные чиновники, намеренно снижая ставку акциза для импортного топлива и создавая социальное напряжение разговорами о сверхдоходах нефтяников и предстоящим повышением цен на бензин? Пока вопрос остается открытым. Надеемся, что в ближайшее время услышим и ответы…

Винтоверт DeWalt PowerStack DCF850E1T-QW АКБ и ЗУ в комплекте

newstaraz.kz
Вам также могут понравиться

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

newstaraz.kz

where to buy viagra buy generic 100mg viagra online
buy amoxicillin online can you buy amoxicillin over the counter
buy ivermectin online buy ivermectin for humans
viagra before and after photos how long does viagra last
buy viagra online where can i buy viagra
Translate »