УДЕРЖАТЬ ОБЕСЦЕНИВАНИЕ ДЕНЕГ. УРОВЕНЬ ИНФЛЯЦИИ СЕЙЧАС ОПАСНО ПРИБЛИЗИЛСЯ К КРИТИЧЕСКОЙ ОТМЕТКЕ
Инфляция – болезнь экономики, с которой нашей стране пока не удаётся справиться. Её уровень сейчас опасно приблизился к критической отметке. Свой прогноз о том, как будет развиваться экономическая ситуация, предлагает наш экономический обозреватель Денис Кривошеев в авторской колонке «Свой курс».
ДЕНИС КРИВОШЕЕВ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОБОЗРЕВАТЕЛЬ: Бюро национальной статистики объявило, что в июне инфляция составила 1,1%, тогда как ещё год назад, в 2020 году, показатель этот был лишь 0,4%. Таким образом, прогнозная годовая инфляция складывается на уровне 7,9%, что также выше рекордного показателя прошлого года, в котором он достиг 7,5%. Хуже было лишь в девальвационном 2016 году — деньги обесценились на 8,5%.
На самом деле, статистика — вещь лукавая. В ней всё зависит от точки зрения или обзора на цифры. Обычно инфляционные ощущения у народа куда более острые, нежели представляемые официальными организациями. По итогам июля, продовольственные товары подорожали на 11%, непродовольственные – на 7,2%, а услуги – на 6,1%.
Например, один из самых важных продуктов и часто покупаемых казахстанцами, — подсолнечное масло. За год оно выросли в цене на 60%, и никто не скажет, что это не бьёт по карману. Только за последний месяц рост более чем на 4%. Подорожала капуста на 12,6%, свекла – на 9,1%, лук репчатый – на 8,2%, мясо птицы – на 3%, мясо красное — на 2,5%. Снижению инфляционных показателей помог картофель, который подешевел на 20%, помидоры, огурцы и чеснок. Остальное — растёт на 1-2% в месяц: топливо, бытовая техника, коммунальные услуги.
ДЕНИС КРИВОШЕЕВ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОБОЗРЕВАТЕЛЬ: В чём причина столь стремительного роста цен? Их несколько. Следует начать с общемировой. В первую очередь, пандемия. Она усложнила производство товаров. Месяцами люди работают удалённо, что не добавляет производительности их труда, при этом затраты на их содержания остаются прежними. Заводы и фабрики несколько месяцев стояли замороженными.
Логистические. Транспортные пути стали сложнее, дольше, затратнее. Сократилось потребление, а значит, стали покупать меньше при том, что издержки выросли. Неурожаи и природные катаклизмы влияют на рынки, продовольственные и непродовольственные. Казахстан — страна, которая мало чем обеспечивает себя на 100%, соответственно, рост цен в других странах, откуда происходит импорт товаров, так же способствует росту цен. Говоря о локальных причинах, так случилось, что несмотря на практически трёхкратную девальвацию пять лет назад, цены всё это время не пересматривали, теперь сдерживающие факторы исчезли. Бизнес пытается выжить.
ДЕНИС КРИВОШЕЕВ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОБОЗРЕВАТЕЛЬ: Как это было бы не странно, от ещё более высокой инфляции нас спасает протекционистская политика Национального банка, направленная на поддержание курса тенге. В результате это добавляет устойчивости ценам импортных товаров, относительно произведённых на внутреннем рынке. Сравните цены на белорусские и наши колбасы, сыры, молоко.
Так держится и статистика. При этом не зря эксперты бьют тревогу. Ситуация всё больше напоминает 2015 год, когда на фоне кризиса Казахстан удерживал курс на недопустимо низких значениях. Так или иначе, девальвировать пришлось. Последние пять лет инфляция толком не отыгрывалась в курсе, суммарно составив 35%-40%. Что окажется устойчивее, очередной раз покажет время.
newstaraz.kz