Бионический протез — слишком дорогое удовольствие! К тому же дети из него быстро вырастают. Так посчитали в Министерстве труда и социальной защиты населения и отказались закупать протезы, хотя в них нуждаются сотни несовершеннолетних по всей стране. Позицию профильного ведомства резко осудила уполномоченный по правам ребенка Аружан Саин. Действия, а вернее, бездействие чиновников, омбудсмен назвала кощунственным и несправедливым! По ее словам, вместо того, чтобы тратить сотни миллионов на имиджевые мероприятия, нужно помочь страдающим детям. Все подробности в материале Гульмиры Тасболат.
Акежану Аргынгазину из Семея 16 лет. У него нет правой руки. В областном Управлении соцзащиты ему выдали механический протез. Носил пару лет, пока не вырос. Но новый не получил. О бионических протезах слышал. Говорит, если государство не может обеспечить обычным, то о суперсовременных даже и мечтать не стоит. В том, что с ним случилось, винит местных врачей.
АКЕЖАН АРГЫНГАЗИН — ЖИТЕЛЬ ГОРОДА: «Ошибка врачей. Поначалу получилось из-за травмы, когда мы шли обследоваться, это слишком долго».
Таких детей в Казахстане больше сотни. Они лишаются конечностей в-основном из-за болезней. Редко такими рождаются. Бионический протез — последнее слово техники. Работает он при помощи нервных импульсов. И чем раньше ребенок научится управлять им, тем быстрее он адаптируется к самостоятельной жизни, считают специалисты.
МИХАИЛ ДЕМЧЕНКО — ВРАЧ- ОРТОПЕД: «Нервные окончания, которые у него так или иначе атрофируются, так как у него нет руки, чтобы сигнал принимать, они могут гораздо хуже впоследствии реагировать на сигнал. Его может не хватать, это нужно, чтобы ребенок во взрослой жизни мог пользоваться качественным протезом и мог сам себя обслуживать».
В Казахстане не выделяют деньги для обеспечения бионическими протезами детей.
АРУЖАН САИН — УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА РК: «Они эти протезы детям не покупают, потому что дети слишком быстро растут, приходится часто менять, и на это денег нет. Когда я говорю с производителями, которые говорят можно, да, он обойдется в 1 млн, потом можно те составляющие, которые механика, можно менять капсулу и размер, всегда же можно найти выход».
Если у нас считают бионические протезы слишком дорогими, то в Азербайджане закупают их для всех нуждающихся. А их много после военного конфликта в Карабахе.
ЯШАР ДЖАЛИЛОВ — ПРЕЗИДЕНТ АССОЦИАЦИИ ОРТОПЕДОВ И ТРАВМАТОЛОГОВ АЗЕРБАЙДЖАНА:
«Сейчас внедрена Государственная программа по изготовлению бесплатных бионических протезов, как участникам карабахской войны, так и всем детям. Все обращаются к Мехрибан ханум, Фонд рассматривает вопрос, Министерстве здравоохранении через специальный протезный комбинат обеспечивает их бионическим протезом».
В Министерстве труда и соцзащиты Казахстана после критики уполномоченнного по правам детей обратили внимание на проблему. С нового года заработает новая программа реабилитации. Однако, часть расходов все равно решили возложить на плечи родителей.
ГАЗИЗА ИМАНГАЛИ — РУКОВОДИТЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РК: «Если выделяемые деньги, которые компенсирует государства, будут в той или иной гарантированной сумме, в объеме, то лица с инвалидностью могут доплатить в качестве сооплаты ту сумму, которая необходима. Потому что бионические протезы очень дорогие».
Бионический протез стоит 6 млн тенге. 1/4 суммы может компенсировать государство. Остальное нужно доплатить. 4 млн тенге многим не по карману. Тем более, что минимум через 2 года их нужно менять. На следующий протез
получить от государства какую-то компенсацию уже не получится.
newstaraz.kz