В Павлодаре врачи требуют с родителей 300 тысяч тенге за принятые роды
В семье репатрианта из Китая Бакытбека Алипбекулы, проживающего в Павлодарской области, недавно появилось пополнение.
В роддоме с родителей потребовали 300 тысяч тенге за принятые роды, как за оказание медуслуги иностранцам, ведь переселенцы не успели из-за постоянных изменений в правилах оформить гражданство Казахстана.
Врачи утверждают, что таковы официальные расценки, а у родителей просто нет таких больших денег, сообщает 31 канал.
Самому маленькому сыну казашки с китайским паспортом Нургуль Абайхан всего несколько дней от роду и имя ему еще не выбрали, но малыш уже оказался в центре большого скандала. В роддоме с его родителей требуют за роды 300 тысяч тенге как с иностранки.
«Сказали, будешь платить, ты не оралман, а иностранный гражданин. У меня такой возможности нет», — говорит Нургуль Абайхан.
Оказалось, между Казахстаном и Китайской Народной Республикой нет медицинского соглашения. Мать с ребенком из родильного дома пока не выгоняют, но письмо в посольство писать собираются.
«Возможности получения экстренной помощи в полном объеме в момент поступления, но каждая помощь должна быть оплачена за их средства или их работодателей, или по страхованию, то есть из любых средств — нас это не очень интересует», — заместитель главного врача областного перинатального центра Любовь Ходырева.
Отец малыша Бакытбек Алипбекулы оставил в селе троих старших детей и приехал в областной центр. Он обивает пороги чиновников и пытается доказать, что не успел получить гражданство по объективным причинам. Оформить его он должен был по приезду в течение 2012 года. Но уже на следующий год законодательство поменялось: теперь для его получения надо прожить в Казахстане не менее четырех лет. При этом у большинства репатриантов по сей день нет ни жилья, ни постоянной работы. В прошлом году правила вновь изменились. Согласно им, заехавшие в Казахстан в 2011 и 2012 годах потеряли статус репатриантов.
«В медицинском учреждении мне говорят: «Плати деньги». Я обратился в миграционную полицию. Мне сказали, что вы сейчас не репатриант, потому что этот статус потерял силу. А когда мы переехали, нам никто ничего не говорил», — рассказывает гражданин КНР Бакытбек Алипбекулы.
Только в Павлодарской области в такой же ситуации 140 семей — это 334 человека. И в случае необходимости несостоявшиеся казахстанцы получить медицинскую помощь не смогут. А с репатриантами из Китая и вовсе замкнутый круг. Необходимые справки для оформления казахстанского гражданства в Поднебесной им не дают.
«КНР не выписывает из гражданства самостоятельно. Для того, чтобы получить гражданство РК, ему необходимо было принести на тот момент справку о выходе из гражданства той страны, где он был. На тот момент у него не было такой возможности. Потом, когда убрали этот пункт из закона о гражданстве, они не успели», — поясняет руководитель отдела управления координации занятости и социальных программ Павлодарской области Меруерт Есембаева.
Репатрианты очень просят разобраться с законотворческой коллизией. В Казахстане все эти годы они живут на птичьих правах. Без социальной поддержки и медицинского обслуживания. Единственный выход — это вернуться назад на чужбину.