В СТОЛИЦЕ ЕЖЕМЕСЯЧНО ШТРАФУЮТ ТЫСЯЧИ ПАССАЖИРОВ АВТОБУСОВ
Автобусные парки терпят убытки из-за пассажиров, которые не платят за проезд! За пять месяцев этого года в столице оштрафовали больше пяти тысяч человек. Но это лишь малая часть зайцев — те, кого удалось поймать с поличным. В управлении пассажирского транспорта считают, что люди контролеров не боятся и предлагают изменить систему штрафов. Как? Знает Жанель Кайнетден.
12 часов дня. Время, когда автобусы полупустые, и остаться незамеченным — шансов мало. Поэтому, пока мы следили за пассажирами, оплачивал каждый. Но или делал вид. Многие сканируют qr-код. Но кнопку оплатить не нажимают. И это не единственный лайфхак.
ЕЛЕНА МОРГУН — БРИГАДИР КОНТРОЛЬНО-ЛИНЕЙНОЙ СЛУЖБЫ: «Сейчас очень многие пользуются чужими льготными картами. Взрослые пользуются детскими, так как они бесплатные в день получается очень много там, около 30 человек мы изымаем карточки».
По словам Сергея Васько, водителя с 25-летним стажем, некоторые нагло уклоняются от оплаты.
СЕРГЕЙ ВАСЬКО — ВОДИТЕЛЬ АВТОБУСА: «Заходят с сотовыми телефонами. Просто показывают. Им говоришь, что у вас с оплатой. Они даже не реагируют. Или наушники одевают специально. Ну, вот таким образом люди стараются не оплачивать».
НАУАТ АЗАМБАЕВА — ДИРЕКТОР ДЕПАРТАМЕНТА ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ ТОО «CTS»: «Есть и молодежь, и люди возраста 40-45 лет. Причем выглядят очень хорошо. В руках айфоны, у женщин свежий маникюр такой мэйкап. И даже в соц.сетях они говорят «а вы что оплачиваете за проезд?»
Обстановка меняется, когда на горизонте появляется контролёр.
ЕЛЕНА МОРГУН — БРИГАДИР КОНТРОЛЬНО-ЛИНЕЙНОЙ СЛУЖБЫ: «Если контролёр не входит, значит оплаты нет. Водители тоже это замечают. Они контролируют это по смс базе. Когда контролёр входит, оплата проходит, на 20-25 человек смс, получается, проводят оплату».
Кондукторы решили бы проблему безбилетников. Но только с другой стороны – это опять приведёт к развитию теневого бизнеса. Было время, когда они в сговоре с водителями не выдавали билеты, и даже перепродавали их. В 2018 году ввели электронную систему оплаты проезда. С того момента пассажиропоток в столице вырос в два с половиной раза — до восьмисот тысяч. Увеличился доход. Поэтому в управлении пассажирского транспорта предлагают другой способ борьбы с зайцами.
НАУАТ АЗАМБАЕВА, ДИРЕКТОР ДЕПАРТАМЕНТА ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ ТОО «CTS»: «Кто может их штрафовать? Только местная полицейская служба. Когда мы вызываем полицейского, он может ехать до 40 минут. Какой пассажир будет ждать столько времени? Это теряет время, наши контроллеры задерживать их не могут, не имеют право. Теперь мы предлагаем: необходимо уже сегодня уполномочить контроллеров, как и во всех городах, современных и прогрессивных городах. Уполномочить, штрафовать недобросовестных пассажиров».
На проблему обратил внимание столичный школьник — Мирлан. За один круг он вместе с мамой насчитал 38 бесплатно проехавших. Умножил это число на стоимость проезда и высчитал сколько денег теряет автопарк с одного маршрута в месяц.
МИРЛАН САГАТ – ШКОЛЬНИК: «Оказывается, что автобус делает 7 кругов за один день. И я эти 7 кругов умножил на 3420 тенге, и получилось 23940 тенге. Я умножил 23940 тенге на 30 дней, и получилось 718200 тенге».
ЖАНЕЛЬ КАЙНЕТДЕН – КОРРЕСПОНДЕНТ: «К сожалению, взрослых эта проблема волнует меньше. Об этом говорят цифры. В прошлом году в столице выявили 240 тысяч зайцев. Из них оштрафовали только 9 тысяч. А ведь 90 тенге, этот тариф между прочим уже 8 лет не поднимали, идут на нашу с вами безопасность и комфорт. Если точнее, то это расходы перевозчиков, топливо, зарплаты сотрудников, и, в конце концов, новые автобусы».