«ВЕЖЛИВЫЕ ЛЮДИ» НЕ ДОПУСТИЛИ МАЙДАНА В КРЫМУ
Два года назад полуостров вернулся в состав России. Что было за кадром тех событий — рассказывает наш военный обозреватель Виктор Баранец.
27 февраля в России отмечается День Сил спецопераций. Он занесен в календарь благодаря действиям этих сил 2 года назад в Симферополе иСевастополе. О том, что было за кадром тех событий, военный обозреватель «КП» Виктор Баранец написал художественно-документальную книгу «Возвращение Крыма». Сегодня мы публикуем отрывок из нее.
ВСЕ ШЛО К ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ
Пиковым моментом «крымской весны» стали драматические события у здания Верховного совета Крыма. 26 февраля 2014 года гигантская толпа противников возвращения полуострова в Россию заблокировала парламент. Среди них были ориентированные на Киев сторонники крымско-татарского меджлиса и наехавшие в Симферополь украинские ультранационалисты, которыми управляли десятники и сотники, командовавшие на майдане. Против них встали и простые крымчане, и отряды местной самообороны (среди которых тоже было немало крымских татар). Все шло к тому, что на полуострове могла начаться гражданская война. Но крымский майдан удалось переиграть и нейтрализовать. Как же это случилось?
«ГЛАДЬ ШТАНЫ, СКВОРЕЦ, В ИСТОРИЮ ИДЕШЬ»
В казарме 810-й бригады морской пехоты Черноморского флота спецназовцы облачались в новенькую, пахнущую складским нафталином военную форму. Офицеры, сержанты и рядовые контрактники выглядели в ней разжалованными — знаков различия не было ни у кого.
Старая, но еще не слишком заношенная форма была аккуратно сложена на табуретках. Рядовой Скворцов с курткой и брюками заглянул в бытовку — там лейтенант Шорин старательно наглаживал одежку пшикающим утюгом. Андрей сел на табуретку, ожидая очереди. Сказал:
— Товарищ лейтенант, у меня такое впечатление, что мы собираемся не на задание, а на свадьбу…
Лейтенант Шорин:- Ты о чем это?
Рядовой Скворцов:- О нашем прикиде. Новье же суперское! Я такого раньше не видел. Причем выдали-то раньше срока. А я ведь свою очередную повседневку еще и полгода не потаскал… Оно, конечно, спасибо Родине, но все же как-то неэкономно получается…
Шорин:
— Эх, Скворец, Скворец! Мышление твое узкое, как бутерброд в буфете! Я что сегодня на инструктаже говорил? Что мы должны появиться перед крымским народом во всем блеске! Чтобы ты одним внешним видом своим внушал согражданам восхищение и страх противнику. И может быть, этакамуфа когда-нибудь будет в музее висеть под стеклом. С табличкой внизу: «В этой форме рядовой Андрей…» Как там тебя по батюшке?
Скворцов:- Михайлович.
Шорин:- «В этой форме рядовой контрактной службы Скворцов Андрей Михалыч весной 2014 года участвовал в историческом возвращении Крыма». Так что готовься, — лейтенант глянул на подошву утюга, где из дырочек с сипением рвался пар, — ветер эпохальных событий дует нам в лицо!
Вот такими весной 2014 года предстали перед крымчанами «вежливые люди». Они предотвратили гражданскую войну на полуострове и стали самым популярным брендом в России.Фото: Анатолий ЖДАНОВ
ГНАВШИХСЯ ЗА ЯНУКОВИЧЕМ ОТРЕЗАЛИ ОГНЕМ
После обеда командир роты капитан Александр Ушаков построил подразделение, приказал взводным еще раз проверить прикид и сдать ему удостоверения личности офицеров и военные билеты.
Несколько рядовых бойцов подвешивали к потолку казармы большой белый экран и налаживали кинопроектор. Рядом стояли два капитана II и III ранга из управления разведки флота и гренадерского роста полковник ГРУ — Скворцов уже знал его. То был полковник Томин — командующий Силами специальных операций. Строй спецназовцев уважительно поглядывал на него.
Во время тренировок на полигоне полковник давал фору даже лучшим ротным снайперам во время стрельбы из всех видов оружия, которое было в роте. Многие уже знали, что Томин со вторым взводом спасал Виктора Януковича на российско-украинской границе, где была засада, где один из наших офицеров был ранен во время обстрела броника командующего, на котором он прикрывал отход колонны автомашин с украинским президентом и его личной охраной. Знали и то, что Томин приказал водителю броника гнать машину с раненым офицером к вертолету, поджидавшего группу командующего у границы. А сам с несколькими бойцами остался на дороге, чтобы отрезать огнем гнавшихся за Януковичем…
Его фамилию спецназовцы произносили с профессиональным почтением. Негромко отдав последние указания ротному, полковник Томин ушел.
А капитан Ушаков, заложив руки за спину, важным наполеоновским шагом неспешно прохаживался перед строем. Затем остановился и зычно сказал:
— Р-р-рота, сми-и-ир-р-рна! Слушать сюда! Время «Ч», к которому мы готовились, наступает. Я уже говорил и повторяю снова: нам поручена очень важная и очень трудная государственная задача. Я бы даже сказал, что это историческая задача. Россия, Крым, президент, министр обороны, комбат и я… Повторяю — и я в том числе, верим в вас и надеемся на вас! Я хочу, чтобы каждый из вас как свою фамилию усвоил: российский солдат здесь, в Крыму, стоит на земле, которая на три метра вглубь пропитана кровью его предков. Ваших и моих предков. По великой дурости политических недоумков 60 лет назад русский Крым был отдан Украине. Он жил в ней как квартирант, как пасынок, как пленный, как гастарбайтер! А теперь, когда киевская хунта устроила военный переворот… Когда эти майданутые хотят навести на Украине и здесь, в Крыму, свои бандеровские порядки, народ Крыма хочет вернуться в Россию. И наша священная задача — помочь ему. Мы должны действовать быстро, решительно, смело, умно и, я бы даже сказал, интеллигентно! Мы не оккупанты, мы не захватчики, мы даже не гости здесь, мы просто вернулись домой… Я понятно изъясняюсь?
— Так точно! — громко, могуче, дружно рявкнула в ответ рота.
— Во-о-ольна!
«ПО СИГНАЛУ «ЩУКИ» ПОКИДАЮ МАШИНУ И СЛЕДУЮ ЗА «ГРОМОМ» И «ВАЛЬСОМ»…»
Когда капитан Ушаков закончил свою пламенную речь, он подошел к высокому и крепкому бойцу и встал напротив него.
— Рядовой Скворцов! — тут же, как положено по уставу, представился боец, приняв стойку смирно.
Лицо капитана сделалось строгим. Он суровым голосом сказал:
— У меня в роте такие не служат! Хотя у тебя и приятная весенняя фамилия…
— Виноват, товарищ капитан, — я «Весна»!
Каждый боец роты спецназа имел свой позывной.
— Ну, «Весна», доложи свои задачи.
Скворцов на одном духу выпалил:
— По условленному сигналу «Щуки» покидаю кузов машины и следом за «Громом» и «Вальсом» проникаю в здание через окно номер четыре в левом крыле на первом этаже. Затем по боковой лестнице номер два в составе группы спускаюсь в подвал, беру под охрану пункт управления электро- и теплоснабжением… При чьем-либо сопротивлении оружие не применяю. Только в случае прямой угрозы жизни.
Капитан остался доволен таким ответом.
Изображения «вежливых людей» стали появляться на майках, на багажниках автомашин Фото: Евгения ГУСЕВА
Офицеры из разведуправления флота и штаба Сил спецопераций ГРУ провели следом за ротным еще один инструктаж со спецназовцами, а затем еще раз показали им уже выученное назубок кино — то было видео с подробным показом здания крымского парламента, начиная от парадного входа и заканчивая подвалом и крышей.
По плану операции один взвод роты должен был действовать в гражданке. Во главе его шли сразу два полковника в форме офицеров службы безпеки Украины и милиции — они репетировали свои действия в комнате отдыха… Чужая форма сидела на них безупречно.
А фальшивые личные документы были безукоризненно убедительными, — в ГРУ очень искусные мастера по этой части…
СКВОЗЬ ТОЛПУ И МЕДНЫЕ ТРУБЫ
В час ночи сигнал тревоги вырвал спецназовцев из теплых кроватей. Три новеньких, крытых брезентом «КамАЗа» со спецназовцами рванули по дороге на Симферополь.
Когда подъехали к зданию Верховного совета, Скворцов взглянул на часы. Было ровно 4.20 утра. Захрустел брезент над задним бортом «КамАЗа», команда Шорина: «К машине!» Первое, что поразило в тот момент Скворцова, — неоглядная толпа народа вокруг здания Верховного совета. Густая толпа эта тянулась откуда-то из темени ближайших улиц, упиралась в стены парламента, широченным людским роем облепляла их со всех сторон. Пахло дымом костров. Андрей мрачно подумал, что трем взводам его роты невозможно добраться до здания сквозь такое «оцепление». Но происходило странное: эти люди покорно расступались пред спецназовцами, милиционер в украинской форме кричал:
— Народ, дайте дорогу военным!
И тихий женский голос в спину бойцам:
— Мальчики, благослови вас Бог…
Где-то за углом оглушительно бухнули три шумовые гранаты.
То был условный сигнал…
Сторонники возвращения Крыма в Россию даже в этой гигантской толпе противников такого решения сумели прорубить коридоры (они обозначены красными стрелками) для «вежливых людей», которые разблокировали парализованный парламент. Фото: Светлана БОРИСОВСКАЯ
«РУССКИЕ МЫ, БАТЯ, РУССКИЕ…»
Звонко хрустнуло под прикладом и посыпалось на кафель оконное стекло. Четыре черные фигуры шустро нырнули в проем. Топот ног по слабо освещенной лестнице, ведущей в подвал. Скворцов с фонарем в руке осторожно приоткрыл дверь в щитовую. Посветил. На перевернутом деревянном ящике — пустая бутылка из-под водки, надкушенный соленый огурец, открытые консервные банки… На топчане лицом к стене спал человек. Из-под черного покрывала видна была лишь его седая голова. Человек мерно похрапывал.
— Прям и будить жалко, — пробубнил «Вальс» на ухо «Весне».
На груди «Грома» пикнула рация. Голос Шорина:
— Я «Щука», как обстановка в трюме?
— «Щука», я «Гром», — обнаружен спящий объект…
— «Гром», я «Щука», — доставить объект на палубу!
Скворцов потормошил спящего за плечо. Тот вскинулся, выставил над глазами ладонь козырьком, хрипнул:
— Где я? Ты хто? Откуда? Мы где?
Скворцов — с юморком:
— Ты, отец, уже в России считай…
Человек резко откинул одеяло, сел. Потряс седой головой. Потянул руку к стене, щелкнул выключателем. Испуганно оглядел людей с автоматами. Облизал пересохшие губы. Сказал тяжелым хмельным голосом:
— Кто вы?
Скворцов:
— Русские мы, батя, русские.
Мужчина — недоверчиво:
— А бандеры с меджлисовцами где? Они же меня домой три дня не выпускали!
Скворцов:
— Все, нет их тут больше.
Голос человека дрожал:
— Мальчики… русские… родные мои!!! Я же вас двадцать лет ждал!..
Скворцов помог мужчине одеться и вывел его на первый этаж к центральному входу. Там услышал громкий голос Ушакова, стоявшего посреди толпы гражданских людей, окружавших его:
— Значит так, дорогие сограждане! От имени Российской Федерации я своим приказом всем объявляю выходной. Приятного отдыха!
За стеклами центрального входа в Верховный совет уже рассвело. На площади по-прежнему толпились люди, некоторые грелись у костра на клумбе. Среди собравшихся суетились журналисты с телекамерами, диктофонами.
К седому мужчине бросилась блондинка в черном пальто, следом за ней семенил патлатый парень с телекамерой на плече.
— Пробачте, будь ласка, — сказала мужчине блондинка, держа перед собой микрофон, — это правда, что в подвале Верховного совета захватчики расстреливают людей?
Мужчина удивленно взглянул на нее, на других журналистов, плотным кругом обступивших его с диктофонами:
— Брехня все это. Я вот тоже из подвала. Как видите, живой и невредимый.
Блондинка наседала:
— Но если не расстреливают, то наверняка бьют же? В наручники заковывают…
— Никого там не бьют и не заковывают. Там нам сказали: «Все свободны». И отпустили по домам. Выходной у нас сегодня. Праздник, можно сказать.
— А эти люди сказали вам, кто они?
— Сказали. Сказали, что они русские.
— И какое впечатление эти оккупанты на вас произвели?
Мужчина задумался, поскребывая грязными ногтями серебряную щетину на щеках. Сказал:
— Какое впечатление… Да вежливые они какие-то… Вот такое мое впечатление… Вежливые.
Вежливые люди в военной форме без опознавательных знаков встали на постах вокруг здания и сделали в шумной толпе коридор для депутатов парламента.
На 10 утра была назначена внеочередная сессия Верховного совета.
Утром 27 февраля 2014 года государственные флаги Крыма и России появились рядом на здании Верховного совета республики.Фото: Александр КИРЬЯКОВ
СМЕНА ФЛАГА
На внеочередной сессии Верховного совета Крыма было принято решение «О выражении недоверия Совету министров и прекращении его деятельности» (прежний премьер Крыма Могилев склонялся к тому, чтобы подчиниться новым украинским властям). Новым премьер-министром Крыма был избран лидер «Русского единства» Сергей Аксенов. Президиум парламента в тот же день выступил с заявлением, в котором была дана оценка событиям на Украине: «В стране произошел неконституционный захват власти радикальными националистами при поддержке вооруженных бандформирований. В этой ситуации Верховный совет принимает на себя всю ответственность за судьбу Крыма».
Кто-то из депутатов предложил снять со здания парламента украинский флаг, а вместо него вывесить российский. Предложение было встречено «атомными» аплодисментами. Уже через двадцать минут решение выполнили — рядом с полотнищем Республики Крым развевался на крыше Верховного совета государственный флаг России.
26 февраля 2015 года, через год после крымских событий, в которых значительную роль сыграли «вежливые люди», Президент России ВладимирПутин подписал Указ №103 об установлении нового профессионального праздника военных — Дня Сил специальных операций. Он ежегодно будет отмечаться 27 февраля. Именно в тот день, 27 февраля 2014 года, и произошли описанные здесь события…
Виктор БАРАНЕЦ
newstaraz.kz