Вокруг денег Гульнары Каримовой возникла «очень сложная ситуация»
293 миллиона швейцарских франков ($303 млн), замороженные на швейцарских счетах находящейся в заключении старшей дочери покойного президента Узбекистана Гульнары Каримовой, могут быть возвращены не в Узбекистан, а зарегистрированной в Гибралтаре офшорной компании «Такилант» (Takilant).
В июле прошлого года суд удовлетворил апелляцию адвокатов Каримовой в связи с тем, что швейцарские прокуратуры не смогли предоставить документы, подтверждающие получение замороженных средств коррупционным путем.
По словам активистов, которые внимательно следят за судебным процессом, тот факт, что прокуроры не подали протест на решение Федерального уголовного суда Швейцарии за прошедший период, сделал риск возврата денег «Такиланту» еще более реальным.
Как говорит Кристиан Ласслетт, профессор криминологии базирующегося в Великобритании Ольстерского университета, суд удовлетворил доводы защитников Гульнары Каримовой о том, что она не являлась должностным лицом на момент получения денег.
Суд пришел к выводу, что Каримова в то время была всего лишь предпринимателем, а ее активы можно рассматривать как законный доход, полученный от телекоммуникационного бизнеса.
– Адвокат Каримовой в Швейцарии обжаловал решение Федерального уголовного суда о конфискации ее денег, хранившихся в банке Lombard Odier. Эти средства, без сомнений, были получены путем отмывания денег телекоммуникационных компаний. Аргумент, выдвинутый адвокатом Каримовой, заключается в том, что деньги, хранящиеся в швейцарском банке, не являются активом, полученным путем взятки, поскольку в то время госпожа Каримова не являлась государственным должностным лицом, ответственным за телекоммуникационную сферу в Узбекистане. Согласно аргументу адвокатов, в то время за телекоммуникационную отрасль в Узбекистане отвечал нынешний премьер-министр Абдулла Арипов, а Каримова была просто бизнес-леди, – говорит Кристиан Ласслетт.
Смещение нынешнего премьер-министра Абдуллы Арипова с поста вице-премьера в августе 2012 года совпало с началом коррупционного скандала на телекоммуникационном рынке Узбекистана и международного расследования в отношении Гульнары Каримовой, старшей дочери покойного президента.
По словам Ласслетта, суд запросил у прокурора доказательства того, что Гульнара Каримова в то время де-факто могла осуществлять государственные полномочия. В ответ на это прокурор заявил, что Каримова действительно не являлась госчиновником, но была дочерью президента и одной из самых влиятельных фигур в Узбекистане, но он не смог представить доказательств того, что Каримова была лицом, способным контролировать решения правительства.
– В результате, суд отклонил ходатайство о конфискации денег. Теперь появился риск возврата 300 миллионов долларов зарегистрированной в Гибралтаре компании «Такилант», – говорит Кристиан Ласслетт.
В Узбекистане 51-летнюю Гульнару Каримову обвинили в том, что она на протяжении 12 лет под прикрытием своего отца-президента контролировала организованную группу, владевшую несколькими сотнями миллионов активов в стране, и скрыла иностранную валюту на сумму 2 млн долларов.
По данным Генпрокуратуры Узбекистана, активы Гульнары Каримовой за рубежом оцениваются более чем в 1 млрд долларов. Гульнара Каримова контролирует 30 счетов в 7 швейцарских банках и 8 сейфов, все – в банке Lombard Odier.
В прошлом году Генпрокуратура Узбекистана сообщала о том, что ведет переговоры с такими зарубежными странами, как США, Швейцария, Франция, Россия и Латвия о возврате активов Каримовой в размере более 1,3 миллиарда долларов США, полученных преступным путем.
Узбекская сторона заявляла, что для возвращения конфискованной суммы будет создан Многосторонний трастовый фонд ООН.
По мнению активистов, эти деньги были украдены из Узбекистана и поэтому возвращенные средства необходимо потратить в интересах узбекского народа и в этом процессе должны быть соблюдены «прозрачность и подотчетность».
Но Кристиан Ласслетт говорит, что вокруг денег Каримовой возникла очень сложная ситуация.
– Многим известно, что ряд транснациональных телекоммуникационных компаний давали Гульнаре Каримовой взятки на сотни миллионов долларов, чтобы войти в телекоммуникационный рынок Узбекистана. Сейчас эти деньги находятся в швейцарском банке и вокруг них возникла очень сложная ситуация. В худшем случае, если швейцарская прокуратура проиграет весь процесс, то эти деньги вернутся в офшорную компанию Каримовой в Гибралтаре. Если прокуратура выиграет дела, то деньги вернутся в Узбекистан, – говорит Ласслетт.
В октябре 2013 года в Узбекистане против Гульнары Каримовой было возбуждено уголовное дело по фактам «вымогательства» и «уклонения от уплаты налогов». Тогда Каримову обвинили в неуплате налогов с доходов таких компаний, как Terra Group, Prime Media и Gamma Promotion.
По версии следствия, Каримова контролировала организованную преступную группу, которая в течение 12 лет незаконно завладела активами на сумму 51,1 млрд сумов.
18 марта 2020 года Ташкентский городской суд по уголовным делам приговорил Каримову к 13 годам и 4 месяцам лишения свободы.
Гульнара Каримова, которая когда-то считалась возможной преемницей своего отца, была арестована по обвинению в коррупции в 2014 году, когда ее отец еще находился на посту президента.
В 2015 году суд приговорил Гульнару Каримову к пяти годам ограничения свободы. В 2017 году Каримову приговорили к 10 годам лишения свободы по второму уголовному делу. Однако впоследствии Ташкентский суд принял решение заменить тюремное заключение на домашний арест в квартире дочери Каримовой Иман сроком на пять лет без права пользоваться интернетом и другими средствами связи.
В марте 2020 года Ташкентский городской суд по уголовным делам приговорил ее к 13 годам и 4 месяцам лишения свободы. Она была признана виновной в заговоре, вымогательстве, растрате и грабеже, отмывании денег и других преступлениях. Власти Узбекистана опровергли сообщения адвокатов и родственников Гульнары Каримовой о нарушении ее прав в тюрьме.
newstaraz.kz