«Бездомные» министры, элитные скакуны: в Кыргызстане госслужащие отчитались о доходах и имуществе за два года
Налоговая служба Кыргызстана опубликовала декларации государственных и муниципальных служащих за 2019 и 2020 годы. Если верить отчетам, живут чиновники небогато: у некоторых нет собственного жилья, а доход им приносит в основном крупный и средний рогатый скот.
200 кыргызстанских чиновников сдали декларации сразу за два года, в прошлом году они не отчитывались из-за пандемии. Чиновникам, отказавшимся обнародовать сведения о доходах и имуществе, по закону грозит наказание.
Глава кабинета министров Кыргызстана Акылбек Жапаров за два года заработал около 20 тысяч долларов. Декларацию он сдавал еще в качестве депутата. Судя по отчету, чиновник владеет только одной квартирой в 77 квадратных метров. А вот его родственники владеют пятью контейнерами и семью «мерседесами» общей стоимостью в 33 тысячи долларов. Ранее же журналисты-расследователи находили у главы кабмина внушительный бизнес.
«Мы буквально летом делали расследование и выяснили, что тот же отель Damas, крупный отель в Бишкеке, принадлежит офшорной компании, связанной с его сыном, с его помощниками, с его женой», – рассказывает журналист Болот Темиров.
Внимание журналистов привлекла и декларация депутата Камчыбека Жолдошбаева. В декларации он указал, что владеет лишь одной квартирой. Но три года назад журналисты Kaktus.media обнаружили, что у народного избранника есть особняк и земельный участок в 2,5 гектара (пять футбольных полей).
В декларациях Жолдошбаева не указан автомобиль, хотя три года назад он признавался: ему стыдно, что коллеги и помощники ездят на маршрутках.
А вот у Таланта Мамытова, соратника президента и бывшего спикера парламента, нет даже жилья. Так, по крайней мере, говорится в его декларации. В 2019 году он владел скромным автомобилем и скотом. К 2020 году у чиновника остались лишь бараны и лошади стоимостью в 18 тысяч долларов.
Обделены жильем и автомобилем и министры – иностранных дел Руслан Казакбаев и внутренних дел Улан Ниязбеков. У генпрокурора Курманкула Зулушева нет жилья, но зато есть автомобиль, мебель и скот, в частности чистокровные скакуны на 17 тысяч долларов.
«Наши чиновники научились обходить декларации. Они оформляют все на родственников, несовершеннолетних детей, помощников, иногда даже на водителей. С водителями у нас вообще много историй», – отмечает Болот Темиров.
70% экономики Кыргызстана находится в тени, говорит аналитик Мусуркул Кабылбеков. Именно там, по его словам, следует искать незадекларированное имущество чиновников. «Как говорится, не спрашивайте, где я заработал первый миллион, про остальное я отчитаюсь. Поэтому у нас в основном богатые люди – это чиновники, бывшие или настоящие, которые имели отношение к приватизации 1990-х годов», – заключает Мусуркул Кабылбеков.
На этом фоне вполне обычно выглядит декларация президента Садыра Жапарова. Он подавал отчет, еще будучи премьер-министром страны. В нем указано, что за прошлый год он заработал 3 тысячи долларов и владеет сельскохозяйственными угодьями площадью в шесть гектаров.
Не отчитались перед налоговой бывшие премьер-министры страны Мухаммедкалый Абылгазиев и Кубатбек Боронов. Глава Госкомитета национальной безопасности Камчыбек Ташиев по закону не должен раскрывать свои доходы и имущество.