Прокуратура потребовала 30 лет тюрьмы для Фаромуза Иргашева, юриста и незарегистрированного кандидата в президенты Таджикистана на выборах 2020 года.
Источники Радио Озоди 1 декабря сообщили, что гособвинение попросило на прошлой неделе Верховный суд приговорить Фаромуза Иргашева к 30 годам лишения свободы в колонии строгого режима. В Таджикистане 30 лет тюрьмы считается самим суровым наказанием после пожизненного заключения.
32-летний Фаромуз Иргашев, бывший депутат маджлиса народных депутатов Горно-Бадахшанской автономной области, был задержан в мае текущего года в Хороге. В начале июня он и еще шестеро гражданских активистов — членов «Комиссии 44» были доставлены в Душанбе. «Комиссия 44» была создана в Хороге в дни ноябрьских событий 2021 года из числа активистов гражданского общества ГБАО, которые выступили посредниками между митингующими и местными властями и способствовали прекращению акции протеста. Шестеро из них были включены в состав следственной группы по расследованию ноябрьских событий в Хороге.
В августе Верховный суд Таджикистана признал «Комиссию 44» «преступным сообществом». Двое из ее членов получили по 18 лет колонии. Власти обвиняют членов «Комиссии 44» в получении денег из-за рубежа от представителей оппозиции, живущих в Европе, для организации беспорядков, и в участии в преступном сообществе. Родные и близкие задержанных считают обвинения беспочвенными и клеветой.
Судебные процессы над задержанными гражданскими активистами ГБАО продолжаются. Источники Радио Озоди сообщили, что гособвинение требует для них длительные сроки заключения. Два источник подтвердили, что прокуратура просит приговорить к 18 годам колонии Манучехра Холикназарова, главу Ассоциации юристов Памира, члена Коалиции гражданского общества против пыток и безнаказанности в Таджикистане и «Комиссии 44». Такое наказание гособвинение потребовало и для Хурсанда Мамадшоева, брата гражданской активистки Ульфатхоним Мамадшоевой. Сама Мамадшоева также находится в СИЗО, прокурор потребовал для нее 25 лет тюрьмы.
Власти уголовные дела задержанных уроженцев ГБАО не комментируют. О чем говорили и какие показания в суде давали Манучехр Холикназаров, Фаромуз Иргашев и другие подсудимые неизвестно, поскольку судебные процессы проходят при закрытых дверях. Источники Радио Озоди выяснили, что Манучехр Холикназаров, Фаромуз Иргашев и Хурсанд Мамадшоев обвиняются, в частности, в «организации преступного сообщества».
Ситуация в Хороге, административном центре ГБАО, обострилась 25 ноября прошлого года, когда во время проведения операции силовиков был убит Гулбиддин Зиёбеков, житель Рошткалинского района. Жители собрались у здания областной администрации и протестовали в Хороге четыре дня – тогда были убиты еще два человека, 17 — получили ранения.
16 мая этого года ситуация в Хороге вновь осложнилась после того, как группа молодых людей провела акцию протеста, требуя наказания виновных в смерти Зиёбекова. Власти направили из центра дополнительные силы. Жители Рушана перекрыли дорогу военной колонне. МВД Таджикистана объявило о проведении антитеррористической операции, в ходе которой было убито около 40 человек и арестовано почти 200 человек. Некоторые из задержанных в Хороге и Рушане были приговорены к длительным срокам тюремного заключения, несколько человек, в том числе, Толиб Айёмбеков, Холбаш Холбашев и Мунаввар Шанбиев — к пожизненному заключению. Таджикские власти задержанных участников акции протеста называют «членами организованной преступной группой», однако родственники считают их невиновными.
В прошлом месяце ООН заявила, что серьезно обеспокоена закрытым характером расследования уголовных дел, заведенных на задержанных в связи с беспорядками в ГБАО. Ранее депутаты Европарламента осудили репрессии властей Таджикистана против протестующих, журналистов и активистов в ходе подавления протестов в Хороге и Рушанском районе.