В Таджикистане задержан Абдулхак Обидов, имам-хатиб одной из крупнейших мечетей Душанбе «Имам Азамa». Официально его обвиняют в причастности к запрещенной в стране экстремистской организации «Салафия».
Но задержание произошло после того, как священнослужитель выступил с проповедью на похоронах известного в стране священнослужителя Домулло Хикматулло и несколько раз назвал усопшего последним «настоящим народным лидером». А так в Таджикистане позволено называть лишь одного человека – бессменного президента страны Эмомали Рахмона. Именно так звучит его полный титул: «Основатель мира и национального единства и Лидер нации Эмомали Рахмон» (сокращать нельзя).
Обидов – имам-хатиб одной из пяти так называемых соборных мечетей Душанбе: это один из крупнейших храмов не только в столице, но и вообще в Таджикистане. Он задержан вместе с несколькими односельчанами. В их отношении также возбуждено уголовное дело и ведется предварительное следствие. Его подробности Управление ГКНБ города Вахдат не сообщает.
Речь, которую имам произнес на похоронах, звучала примерно так: «Сегодня мы видим, что ушел из жизни один из великих наших лидеров, один из тех ученых, чей уровень знаний понятен только другим великим ученым. Мусульманский народ, говорю вам, сегодня ушел из жизни и унес свои знания с собой настоящий лидер народа. Когда таких людей, как покойный, нет среди нас, когда нет таких ученых, народ, к сожалению, выбирает себе неграмотных, неведающих лидеров».
Некоторые запрещенные в Таджикистане СМИ назвали причиной ареста именно речь священнослужителя. Но в Государственном комитете по религии это категорически отрицают.
«Комитет по религии, регулированию традиций и празднований при правительстве Республики Таджикистан призывает представителей СМИ и гражданского общества не поддаваться слухам о том, что речь Абдулхака Обидова на похоронах была причиной его задержания», – сказано в обращении ведомства.
Но политический обозреватель Сайидмухиддин Дустмухаммадиен не верит заявлению таджикистанских чиновников и подчеркивает, что имам принадлежал не к салафитам, а к другому религиозному течению.
«Обидов был достаточно известным человеком, и он никогда не сочувствовал салафитам или другим подобным течениям, – подчеркивает политолог. – Он был ханафитом. И тот факт, что ему было дано право выступить на церемонии погребения одного из столпов ханафитского мазхаба в Таджикистане, как раз говорит о том, что он – один из авторитетнейших людей именно для ханафитов».
Если причастность к запрещенному движению будет доказана, Обидову грозит до пяти лет тюрьмы.