Родственникам президента Таджикистана Эмомали Рахмона принадлежат несколько престижных курортов в этой стране: такие данные содержатся в свежем расследовании OCCRP, журналистского Центра по исследованию коррупции и организованной преступности.
Речь идет о так называемом клане Сохибовых. Два ее члена – Махмадзоир Сохибов и его племянник Шамсулло Сохибов – женаты на двух из семи дочерей президента Рахмона, а их братья Зайнулло и Насрулло активно участвуют в приобретении и реконструкции таджикистанских санаториев и курортов.
Сорокалетний Шамсулло Сохибов контролирует компанию «Фароз»: она работает в области добычи нефти и других видов сырья, владеет таможенными терминалами, долями в банковской отрасли и автошколами. В 2015 году «Фароз» с большой скидкой приобрела права на земли под единственный в Таджикистане горнолыжный курорт «Сафед-Дара» в 55 км от Душанбе. Через год на церемонии открытия курорта президент Эмомали Рахмон поблагодарил за реализацию проекта «бизнесмена-патриота», не называя его по имени. А в 2018 году правительство Таджикистана одобрило пакет налоговых льгот для туристической отрасли, в том числе для горнолыжного курорта.
Брат Шамсулло Сахибова Нарзулло Сахибов возглавляет компанию «Сомон-Сугд», бенефициарными владельцами которой являются два шурина (родных брата жены) Рахмона: Хасан Асадуллозода и Амонулло Саъдуллоев. Саъдуллоев до последнего времени возглавлял «Южные электросети» в Курган-Тюбе, а Асадуллозоду называют владельцем одного из крупных банков, алюминиевого завода и самой крупной таджикской авиакомпании «Сомон Эйр».
Именно «Сомон-Сугд» в 2015 году приватизировала престижный санаторий «Зумрад» на севере Таджикистана. Его построили еще в 70-х годах прошлого века на берегах реки Исфара в живописном регионе на границе с Кыргызстаном и Узбекистаном. В апреле 2015 года правительство оценило санаторий почти в $1,1 млн. К концу сентября того года компания «Сомон-Сугд» купила акции санаторного предприятия примерно за $950 тысяч, а еще за приблизительно $91 тысячу получила в распоряжение 600 гектаров окружающих курорт сельхозугодий.
На курорте сейчас идет масштабная реконструкция, при этом в марте и июле 2019 года Рахмон издал несколько указов, которые освободили санаторное предприятие и компанию, которая им владеет, от уплаты налогов на ввозимые из-за рубежа строительные и отделочные материалы.
Нарзулло Сахибов, брат зятя президента и глава «Сомон-Сугд», с 2014 года является замглавы одного из ведомств Таджикистана, несмотря на то, что по местным антикоррупционным законам чиновнику запрещено владеть коммерческими активами.
С родственниками Рахмона оказался связан также «Шамбари» («Сатурн»), еще один лечебно-оздоровительный курорт Таджикистана с богатой историей. Санаторий построили в 1950-х годах на холмах у города Гиссар в 45 минутах езды на машине от Душанбе. В июне 2016 года санаторий продали за $395 тысяч компании «Рухафзо-2015». Ее соучредителем был Зайнулло Сохибов – еще один брат зятя президента, а также компания «Самох». Кому она принадлежит – точно неизвестно, но в 2016 году она вместе с Сохибовым основала еще одно юридическое лицо – «Фарахноз-1».
Как и «Зумрад», курорт «Шамбари» и компания-владелец «Рухафзо-2015» указами Рахмона были освобождены от импортных пошлин на ввоз из-за границы строительных и отделочных материалов. Здание этого курорта сейчас покрыто строительными лесами, внутри идет масштабная реконструкция.
Сотрудники курорта рассказывают, что Махмадзоир Сохибов, муж старшей дочери президента Рахмона, регулярно приезжает в «Зумрад» и «Шамбари», чтобы следить за ходом ремонтных работ. Серия фотографий на официальном сайте президента иллюстрирует, как Махмадзоир Сохибов лично проводит для тестя экскурсию по курорту «Зумрад».